Еще три года назад в Украине был принят закон «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных правах». А поскольку авторские права в музыкальной сфере возникают не только в случае написания и исполнения песни на концерте, но и, например, когда ее «крутят» в эфире радио и телевидения, в кафе или ресторанах, то законодатели предусмотрели 6 основных отраслей таких прав в этой области. О каждой из них должна заботиться одна, конкретно определенная организация коллективного управления (ОКУ), которой предстоит собирать средства с рынка и делать выплаты отчислений (роялти) владельцам этих прав.
Правда, упомянутые ОКУ существовали и до этого закона, однако их было так много, что было непонятно, кому пользователи (те же телевидение, радио или рестораны) должны платить. Когда у одной организации права на одного исполнителя, а в другой - на другого, у тех, кто «крутил» эту музыку, не возникало ни желания, ни обязанности отчитываться о том, сколько песен и каких именно звучали в зале или в эфире. Соответственно, собирали, кто что мог.
«До принятия закона 2018 года сборы (денег с рынка, - LB.ua) было незначительнымы, поэтому их распределение не имело для правообладателей критического значения. Как отечественные, так и иностранные правообладатели часто махали рукой на то, что их интеллектуальная собственность в Украине не приносит дохода», - рассказала LB.ua заместитель главы Всеукраинского профсоюза работников музыкальной индустрии Анна Степаненко.
К тому же отбор этих ОКУ проводило Министерство экономики по своим «процедурам», что вызывало постоянные нарекания участников рынка и жалобы на коррупционную составляющую этого процесса.
Теперь же остаться должна только одна организация на одну сферу прав.
Определяют ее специальной комиссией, в которую входят два представителя Министерства экономики, представитель Министерства культуры, представитель Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, представитель пользователей, представитель правообладателей и два представителя международных организаций. А Министерству экономики оставили только финальное утверждение решения этой комиссии об аттестации тех, кого выберут.
Еще 17 декабря 2020 года такая комиссия на открытом заседании определила ОКУ в каждой такой области.
В частности, в сфере «публичное воспроизведение музыкальных недраматических произведений с текстом и без текста, включая произведения, которые включены в состав аудиовизуальных произведений, кроме кабельной ретрансляции», ОКУ выбрали гражданский союз «Авторы и издатели» (АВ), а в «публичном исполнении музыкальных недраматических произведений с текстом и без текста, включая произведения, которые включены в состав аудиовизуальных произведений» - гражданский союз «Организация коллективного управления авторскими и смежными правами»(ОКУАСП).
Согласно закону, аккредитация должна была завершиться до конца 2020 года в каждой из восьми сфер коллективного управления. Но завершилась в шести, а упомянутые две сферы остались без аккредитации до конца сентября 2021 года. Поскольку решение спецкомиссии об определении ответственных организаций (ОКУ) не утверждал Министерство экономики.
Почему так?
Одна из причин, как отмечают участники рынка, на поверхности - пользователи, по закону, должны были платить аккредитованной организации, а так как ее не было, то и платить некому.
«Думаю, что такая почти десятимесячная задержка в аккредитации - это результат "подковерных игр" лиц, не являющихся участниками сферы этих авторских прав непосредственно", - рассказал LB.ua директор по публичному оповещению АВ Павел Калиниченко.
«По нашим оценкам, из-за отсутствия аккредитации с начала года пользователи - а это, например, крупные телерадиокомпании и крупные организаторы концертов - имели возможность недоплачивать за пользование авторскими правами 10-12 млн ежемесячно. И они хотели бы, чтобы эта ситуация тянулась как можно дольше», - рассказал LB.ua генеральный директор ОКУАСП Александр Никин.
При этом необходимо заметить, что на рассмотрение парламента внесли законопроект (авторства представителей «Слуги народа» Александра Санченко и Никиты Потураева) номер 5572, которым результаты решений аккредитационной комиссии-2020 предлагается считать «несостоявшимися». И авторов никоим образом не обеспокоило противоречие, суть которого в том, что проекты законов не могут регулировать правоотношения, которые были в прошлом, ибо, как известно, закон не имеет обратной силы.
Можно вспомнить и о других версиях этого затягивания, о которых рассказали участники рынка - интересы отдельных чиновников и конфликты между самими участникам рынка. Однако все эти причины уже не очень важны.
В итоге те ОКУ, которые определила спецкомиссия, решили не надеяться на чиновников, пошли в суд и выиграли его. А Государственная исполнительная служба даже оштрафовала Министерство экономики на 5100 грн и предупредила об уголовной ответственности должностных лиц за невыполнение решения.
Только после этого Минэкономики завершило аккредитацию.
Надежда появилась. Однако проблемы остались. Распределение средств происходит согласно отчетам пользователей, а их подает только часть плательщиков. Сами же собранные средства распределяются или в соответствии со всем каталогом прав - и за каждую песню начисляются «копейки» - или распределение происходит по статистике ротаций музыкальных произведений на радиостанциях - тоже не идеальный вариант.
Участники рынка рассказывают, что на радио отчеты подают, а вот с телевидением и кафе/ресторанами были определенные сложности, и надеются, что наконец получили возможность напоминать и им о необходимости выполнять закон.
Поэтому в Польше, где 100 тысяч кафе, баров и ресторанов платят за музыку, правообладатели получают в пять раз больше, чем в Украине.
Сейчас в Украине все очень индивидуально, поскольку часто права отчуждаются. Так, топ-артисты, которые являются правообладателями, уже могут получать от 500 тыс. грн до 1 млн грн в год. Но когда система запустится в нормальную работу, без сбоев, эти выплаты должны вырасти.
К слову, в отличие от украинского эфира, в РФ осуществляются выплаты роялти украинским авторам за использование их музыки. «Сейчас авторы, способные написать музыку, которая понравится аудитории, работают на российский рынок. Там система роялти работает. А у нас - нет, - переживает Анна Степаненко. - Рынок теряет средства, не имеет возможности инвестиций в развитие рынка, Украина теряет авторов, пишущих на музыкальный рынок РФ, и теряет свой имидж в защите интеллектуальной собственности. Кроме того, наша молодежь из 10 песен слушает 9 российских - учитывая, что наша страна находится в состоянии войны, это уже вопросы безопасности».