Даже несмотря на январский локдаун экономика Украины сможет в следующем году вырасти на 5-7% при условии продолжения программы «Большого строительства». Такой прогноз в блоге на «Новом времени» озвучил президент Национальной ассоциации дорожников Украины (НАДУ) Николай Березовский.
«Массовая вакцинация начнется лишь с апреля. Говорить о старте новых масштабных инвестиционных проектов еще очень рано. А восстанавливать экономику надо уже сейчас, чтобы в следующем году по темпам роста ВВП как минимум не отстать от стран Евросоюза. Нам нужен минимальный рост на 5-7%. Как его достичь? Единственный вариант достичь заметного экономического роста в 2021 году - продолжать масштабное инфраструктурное строительство. Можно, конечно, мечтать о заводе Tesla, инновационных промышленных парках и тому подобное. Но, замечу, что для Tesla, как и для любой транснациональной компании, состояние инфраструктуры является одним из важнейших индикаторов инвестклимата. Поэтому сидеть с разбитыми дорогами и мечтать о крупных инвестициях - пустая трата времени», - отметил Березовский.
По мнению главы НАДУ, программа дорожного строительства в следующем году может стать более эффективной, если выполнить пять условий.
«Первое. Прекратить привлекать на украинский рынок "заробитчан" из Китая, Азербайджана и других стран. Сколько контрактов еще должно сорваться, чтобы Украина убедилась, что делать ставку следует на развитие своего производителя и своей отрасли? Мы уже имеем 20-30 отечественных довольно крупных компаний (и еще с полсотни местных), которые уверенно выполняют весь объем работ. Надо было в этом году сделать 4000 километров - сделали. Запланировали 6000 километров в следующем году? Сделаем 6000. Расчет очень простой: чем больше доля украинского производителя, тем больше денег останется в экономике, устремится в капинвестиции, профильное образование и т.д.», - считает Березовский.
Второе предложение НАДУ - реформа ценообразования, переход от ресурсного метода к ведомости объемов работ.
«Во всем мире государство закупает у подрядчика определенный перечень работ. И только Украина сохраняет бессмысленный, мелочный контроль за хозяйственной деятельностью дорожных компаний, который никоим образом не улучшает качество, но плодит коррупцию и создает почву для давления правоохранителей на бизнес», - отмечает президент НАДУ.
Среди других условий повышения эффективности «Большого строительства» в НАДУ называют упрощение процесса выделения земли под дорожную инфраструктуру, решение проблемы с резервами почвы, переход к долговременному планированию контрактов на 3-5 лет и внедрение контрактов на эксплуатационное обслуживание дорог по европейскому образцу.
«На все новые дороги следует заключать с подрядчиками европейские соглашения OPRC (Output and Performance-based Road Contract) и с самого начала профессионально обслуживать все, что построено. Только тогда дороги прослужат действительно долго», - заключает Березовский.