ГлавнаяЭкономикаДержава

Амбиции и доверие. О чем говорили на саммите мэров

В Киеве прошел третий Международный саммит мэров, посвященный привлечению инвестиций, инновациям, повышению доходов местных бюджетов. По сути это ярмарка идей, которые могут изменить любой украинский город. Журналист LB.ua побывал на саммите и написал, о чем там говорили.

Во время третьего Международного саммита мэров в Киеве
Фото: internationalmayorssummit.com
Во время третьего Международного саммита мэров в Киеве

Десятилетиями в Украине местные руководители находились в «подлежащем положении», перед ними не стояло задачи развивать их регионы, их программа максимум для них была – потратить вовремя и по целевому назначению выделенные из центра средства. Даже сторонники реформы децентрализации неоднократно признавали, что главная проблема продвижения этой реформы – отсутствие управленческого опыта, недостаток лидерства, страх принятия решений и нежелание брать на себя ответственность за жизнь общины.

«Есть масса факторов, которые сдерживают развитие частного сектора в городах, от плохи дорог, до недостатка квалифицированных кадров. Рецепта, который подойдет всем – нет, но есть общий принцип поиска таких решений – меньше ресурсов, лучше результат. От количества денег в местных бюджетах и экономического роста не всегда зависит благосостояние людей, живущих в городах, часто высокие темпы экономического роста, наоборот, вредят экологии, усиливают неравенство, тормозят развитие социальных сфер», - заявила во время открытия Ярослава Джонсон, президент и главный исполнительный директор WNISEF - главного организатора саммита.

Ярослава Джонсон
Фото: internationalmayorssummit.com
Ярослава Джонсон

Организаторы мероприятия проводили опрос среди жителей регионов, пытаясь выяснить, что больше всего их волнует. Результаты показательно отдалены от общего представления о том, что на местах все мечтают о дорогах, энергосберегающих технологиях и новых рабочих местах. Людей больше всего волнуют такие проблемы как благоустройство городов (36%), защита окружающей среды (22%), образование (19%), развитие активного гражданского общества (17%).

Большая часть финансовых ресурсов страны сейчас принадлежит городам. Урбанизация – это тренд которому бессмысленно сопротивляться. Развитие городов определяет благосостояние страны в целом, повышает уровень комфорта проживания в ней, и не только в городах-миллионниках. Естественно, развитие экономик городов – это тот потенциал роста как ВВП, так и благосостояния населения, который мы можем и должны использовать.

В небольших городах ниже конкуренция, дешевле ресурсы, шире возможности для развития. Но для того, чтобы экономика городов развивалась, необходимо, чтобы местные власти были готовы к сотрудничеству, открыты для предложений и инвестиций и заручились поддержкой населения. А для этого местной власти не стоит забывать о том, что жителей городов волнуют вопросы лишь опосредовано связанные с экономическим развитием. Поиск баланса между развитием экономики в городах и повышением уровня жизни для их жителей – настоящий вызов для местных властей.

"Мы живем в худшее время – во время реформы децентрализации. Реформа – это масса вызовов, но доверие, как муниципальной власти к центральной, так и наоборот, доверие местных жителей к местным властям – это основа успешного завершения реформы", - отметил Александр Слобожан, исполнительный директор Ассоциации городов Украины.

Фото: politeka.net

Одной из центральных тем обсуждения стал вопрос трудовой миграции. Темпы маятниковой миграции не сокращаются, регионы уже остро ощущают нехватку квалифицированных кадров. С другой стороны, именно они в состоянии улучшить условия проживания и работы на местах настолько, чтобы люди возвращаясь с заработков и оставались в Украине. Вернуть «утекающие» трудовые ресурсы непросто, но можно. К сожалению, местные власти не ставят перед собой таких целей, считая, что миграционная проблема – головная боль центральной власти.

Одна из целей саммита - познакомить местных руководителей с ведущими западными практиками развития экономик городов, которые помогут решить эту и многие другие проблемы.

"Нью-Йорк и еще одиннадцать городов США, приняли решение, что несмотря на отказ центральной власти от выполнения Парижского климатического соглашения, продолжат его выполнять. Это пример того, насколько сильными могут быть местные власти", - привел пример Джанлука Галлетто, советник мера Нью-Йорка.

Джанлука Галлетто
Фото: politeka.net
Джанлука Галлетто

Нью-Йорк – это фактически страна в стране. И к развитию города там относятся так же. Там пекутся о росте ВВП, развитии бизнеса, создании новых рабочих мест. В Нью-Йорке активно развивают сферу услуг и развлечений, мелкий и средний бизнес, стартапы.

"Мы создаем инновационные инкубаторы в которых растим компании, способные ускорить наше экономическое развитие. Мы привлекаем инвестиции в нашу, городскую экономику. Это дает нам дополнительные ресурсы для развития комфортной для проживания среды – удобную сеть общественного транспорта, рекреационные зоны, спортивную инфраструктуру. Мы инвестируем в науку и образование, чтобы лучшие наши ученики не уезжали в Массачусетский технологический, а оставались жить и работать здесь. Мы создаем не город, а экосистему, которая будет комфортна и полезна для всех", - добавил Джанлука Галлетто.

Идея, что каждый город может восприниматься его руководителями как отдельная административная единица со своей экономикой, которую надо развивать не оглядываясь на центральную власть, для украинских местных руководителей - открытие. Тем ни менее именно такие амбиции позволяют отдельным городам вырваться вперед и выиграть в конкурентной борьбе не только с соседними регионами, но и с соседними странами.

Активная позиция городских руководителей позволяет намного быстрее заручатся поддержкой жителей городов и ускорить необходимые регионам реформы. Например, проведение энергомодернизации городов – одно из главных начинаний в украинских регионах, также не везде проходит гладко. Во-первых, реализация подобных проектов требует существенных инвестиций, и их приходится отвлекать от других статей городских расходов. В-вторых, сопряжено с определенными неудобствами для жителей, которые не всегда рады подобным переменам и не готовы экономить ресурсы. И снова все спикеры сошлись на том, что доверие и прозрачная политика – единственное разумное решение этой проблемы.

Фото: internationalmayorssummit.com

"Мы должны перестать говорить о принятых нами решениях, и начать эти решения выполнять. Мы должны создавать пространство для комфортной жизни людей", – поделилась опытом Марианне Борген, мер города Осло.

Осло - один из немногих городов с Климатической стратегией и «климатическим» бюджетом. Причем, граждан сложнее всего было подключить к этой работе. Для этого местным властям необходимо было продемонстрировать готовность активно менять городское пространство с учетом интересов граждан.

Обсуждение реформы децентрализации сосредоточено уже не на перераспределении налоговых потоков между регионами, а на вопросах повышения рациональности их использования. Это не означает, что украинские муниципалитеты выполнят все рекомендации иностранных коллег, но если хотя бы начнут следовать точечным рекомендациям – это выведет реформу на новый уровень.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram