ГлавнаяЭкономикаДержава

Почему цены на газ для населения снова вырастут

Миссия МВФ начнет работу в Киеве уже завтра, 6 сентября 2018 года. Это значит, что правительство предложило кредиторам реалистичный вариант повышения цен на газ для населения - последнее невыполненное обязательство Украины на пути к очередному траншу МВФ. Официальный Киев ведет переговоры с Фондом на эту тему уже более года, с лета 2017-го. За это время Кабмин предложил не менее восьми вариантов изменения формулы формирования цены на газ. Но только последнее предложение оказалось настолько убедительным, что Фонд отрядил миссию в Украину. Подробности сделки пока неизвестны, речь идет о повышении тарифов на 30-50% от сегодняшних в связи с ростом цен на международных рынках. В конце августа Кабмин продлил действие нынешнего тарифа до 1 октября, хотя брало на себя обязательство перед МВФ повысить цены еще весной.

Фото: Влад Мусиенко

«Вопрос о повышении цен на газ очень непростой. Вы знаете, что есть обязательства о том, что цены на газ будут расти в условиях повышения мировых цен на газ. Я уже год эту ситуацию сдерживаю… Однако сейчас стоит вопрос об очередном повышении», - признался недавно премьер украинского правительства Владимир Гройсман.

При этом некоторые правительственные чиновники считают, что от повышения цены на газ для населения Украина не выиграет абсолютно ничего. Ситуацию с ценами на газ можно определить по-народному, когда «и хочется, и колется». Попробуем разобраться, что «хочется», а что «колется».МВФ предупреждает...

МВФ в марте 2015 года утвердил четырехлетнюю программу кредитования экономики Украины на 17,5 млрд долларов США. Управляющий директор МВФ Кристин Лагард тогда заявила: «Программа амбициозна и сопряжена с рисками, особенно теми, которые связаны с конфликтом на востоке страны». Она также пожелала удачи украинским властям в реализации экономических реформ, и выразила уверенность, что с их « внедрением существует достаточно сильная перспектива успеха».

За три года наша страна получила от Фонда четыре кредитных транша на общую сумму 8,7 млрд долл. Получено только 50% запланированных кредитных средств. То есть, программа наполовину выполнена (или наполовину провалена).

В апреле 2017 года был подписан Меморандум между МВФ и правительством Украины, который определял ближнесрочные задачи, решение которых обеспечило бы дальнейшее сотрудничество с Фондом. Ключевыми целями были признаны: создание Антикоррупционного суда, бюджетная стабилизация и выравнивание цен на газ.

Владимир Гройсман и Кристин Лагард во время встречи в Киеве 5 сентября, 2015.
Фото: telegraf.com.ua
Владимир Гройсман и Кристин Лагард во время встречи в Киеве 5 сентября, 2015.

В июне 2018 года Верховная Рада приняла закон о создании в стране Антикоррупционного суда. Управляющий директор МВФ Кристин Лагард высоко оценила это решение и подчеркнула, что «мы также договорились тесно сотрудничать ... с правительством относительно своевременного осуществления этих и других действий, особенно связанных с ценами на газ и бюджетом, которые имеют решающее значение для завершения...» программы кредитования.

По мнению Нацбанка Украины, продолжение сотрудничества с МВФ должна обеспечить ускоренная реализация структурных реформ. Как известно, кредитные траншы МВФ должны поддерживать макрофинансовую стабильность и способствовать устойчивому росту экономики нашей страны. А доступ к официальному финансированию от МВФ и других внешних партнеров позволит правительству Украины привлекать долговые ресурсы на международных рынках капитала на приемлемых условиях.

Соответственно, основным риском для реализации данного макроэкономического прогноза является отсутствие прогресса в проведении структурных реформ в стране, считают в Нацбанке Украины. Дальнейшее промедление с реализацией условий программы сотрудничества с МВФ уменьшает вероятность получения финансирования, предусмотренного этой программой, и все больше сужает окно возможностей в привлечении долговых ресурсов на международных рынках капитала, необходимых для осуществления пиковых выплат по государственному долгу в 2018-2020 годах. Поэтому недополучение запланированных поступлений обостряет проблемы финансирования бюджетных расходов.

В настоящее время фокусной проблемой в сотрудничестве с МВФ становится приведение цен на газ в соответствие с уровнем импорта. Об этом не устают напоминать властям Украины представители МВФ. Они считают, что коректировка цен на газ является одним из рычагов создания и приведения в действие свободного газового рынка. Либерализованные цены на газ на внутреннем рынке будут стимулировать реализацию мер по энергосбережению и способствовать эффективному размещению ресурсов. Они позволят газовому сектору работать с прибылью и инвестировать средства в развитие газовой инфраструктуры. Единая цена на газ для всех потребителей ликвидирует поле для коррупции в газовой отрасли.

Президент Петр Порошенко во время рабочего визита в Донецкую область
Фото: пресс-служба президента
Президент Петр Порошенко во время рабочего визита в Донецкую область

Наш ответ МВФ

Согласно прошлогоднему Меморандуму с МВФ, правительство должно было каждые полгода, начиная с 1 апреля 2017 года, корректировать цены на газ на внутреннем рынке, чтобы его стоимость оставалась на паритетном уровне с ценой импортного газа. Предполагалось, что такой механизм будет действовать, пока тарифы на газ не будут полностью либерализованы.

Однако на начало сентября 2018 года никаких корректировок не проводилось. По некоторым данным, правидельство предлагало МВФ восемь вариантов расчетов цены на газ, но все они были отвергнуты.

В середине июля текущего года премьер-министр Украины Владимир Гройсман сообщил, что хочет провести консультации с лидерами парламентских фракций относительно цены на газ, где он планирует обсудить несколько сценариев, на которые правительство может пойти. «Я ответственно заявляю, что я не хочу повышать цены на газ, я не хочу этого делать. Это может быть только вынужденный шаг для того, чтобы не допустить экономической катастрофы и бедности для украинских граждан», - заявил премьер.

По сообщениям СМИ рассматриваются три основных варианта расчетов цены на голубое топливо для населения, пишет "Экономическая правда". Первый сценарий предусматривает ценау газа на немецком хабе плюс расходы на его транспортировку. Это самый дорогой вариант. По нему стоимость газа может достигать 11 тыс. грн за тысячу кубометров. Правительство пытается избежать подобного повышения. Другой сценарий - цена на немецком хабе минус расходы на транспортировку.Стоимость газа для населения с минимальной наценкой и НДС в таком случае составит 8268 грн за тыс куб м. Это самый дешевый вариант. Третий - цена газа на немецком хабе без транспортировки. Стоимость газа для населения при таком варианте достигнет 9825 грн за тыс куб м.

Таким образом, при любом развитии событий нас ждет повышение цены на газ примерно на 30-50%.

Фото: Телеканал TV5

Помимо роста цен на мировых рынках, население должно заплатить за отсутствие нормального рынка газа, за торможение реформирования «Нафтогаза», за частные облгазы, бесплатно эксплуатирующие государственные распределительные сети, за отсутствие реальных преобразований в коммунальной сфере и т.д.

Правительственные чиновники прекрасно понимают, что даже если бы выполнялись обязательства перед МВФ и цена на газ повышалась каждые полгода, то при существующем положении вещей электорат был бы безвозвратно утерян. А так можно потянуть время до выборов, используя популистские схемы и лозунги. Очевидно, что политические амбиции тормозят экономические преобразования.

Естественно, что высокая цена на газ не решит все проблемы экономического развития. Но она превратилась в своеобразный тест на реформаторскую пригодность. Нынешние власть предержащие похоже этот тест провалили. А повышать цену на газ всеравно прийдется. Вот только кто это сделает?

Историческая справка. В ноябре 2013 г. тогдашний премьер-министр Николай Азаров утверждал, что решение правительства о приостановке подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом было обусловлено требованием МВФ повысить тарифы на газ для населения.

Последовательный отказ правительства от договоренностей с МВФ по повышению тарифов для населения в 2012-2013 гг. привел к свертыванию программы кредитования.

Впоследствии президент Виктор Янукович был вынужден обратиться за финансовой помощью к России. Чем это закончилось мы с вами хорошо помним.

Валерій ЩербинаВалерій Щербина, історик, економіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram