ГлавнаяЭкономикаДержава

Беларусь-Украина. Торговый бег с препятствиями

Александр Лукашенко, развивая торговлю Беларуси с Украиной, решает одновременно несколько задач – как получение прямой выгоды, так и демонстративное создание «противовеса» отношениям с Москвой.

Александр Лукашенко
Фото: EPA/UPG
Александр Лукашенко

Пока Россия остается главным торговым партнером Беларуси – на нее приходится 49,7% товарооборота республики. На втором месте – Евросоюз, объем торговли с которым быстро растет. Но кроме торговли с ЕС, официальный Минск также быстро наращивает товарооборот с Украиной – он в первом квартале увеличился на 14,5% и составил $1,1 млрд, сальдо для Беларуси сложилось положительное, величиной $430,9 млн. Экспорт белорусской продукции в Украину увеличился на 6,3%, импорт вырос на 39%.

Сегодня Украина – третий по значимости торговый партнер Беларуси, на нее приходится 6,6% товарооборота. Если нынешняя тенденция сохранится, то уже через два-три года Евросоюз плюс Украина в совокупности окажутся более значимым торговым партнером для Беларуси, чем Россия.

В самой Беларуси эксперты все чаще поговаривают об Украине как об экономической альтернативе России.

Тем более, что в смысле политики Беларусь относительно Украины не полностью идет в фарватере России. А 7% от товарооборота – это заметная цифра. По крайней мере для того, чтобы демонстрировать свое расположение. Китайцам в Минске демонстрируют и за меньшие цифры.

Пригоршня цифр

В I квартале 2018 года Беларусь поставила в Украину товаров на $768 млн (рост на 6,3%), импортировала товаров на $337 млн (рост на 39%). Положительное сальдо составило за I квартал $430,9 млн (год назад – $480 млн). Основа белорусского экспорта в Украину – нефтепродукты, занимающие более половины от общего объема поставок. Тенденция здесь такова: экспорт нефтепродуктов снижается, цены на них – растут. Уже пошли разговоры о том, что из-за высокой зависимости от белорусского топлива Украина может ввести квотирование поставок этой продукции. Что позволит снизить зависимость от одного поставщика и нарастить переработку нефти на собственных НПЗ.

Зато растет украинский спрос на белорусские азотные удобрения. В пользу поставщиков здесь играет и рост украинского АПК, и пошлины, введенные в отношении российских производителей, и собственные проблемы предприятия «ДнепрАзот». В результате поставки азотных удобрений в физическом выражении выросли в 3 раза при росте цены на 28%. По итогам I квартала экспортные поставки в Украину заняли более 50% от всего экспорта белорусских азотных удобрений.В сегменте машиностроения тоже все неплохо для Беларуси – например, МАЗ вошел в топ-5 крупнейших поставщиков коммерческих автомобилей в Украину в первом полугодии 2018-го. По данным «Укравтопрома», в январе-июне этого года МАЗ продал на местном рынке 503 новых коммерческих автомобиля (на 64% больше, чем за тот же период 2017-го).

Среди других товаров, которые Беларусь продает Украине, – калийные удобрения, тракторы и сельхозтехника, шины, металлопродукция, холодильники и морозильники, пластмассовая тара, чулочно-носочные изделия, части и оборудование для автомобилей и тракторов, полимеры этилена, кордные материалы, синтетические волокна, продукты.

Фото: belaruspartisan.org

Отдельная категория – военно-техническое сотрудничество. Здесь все либо засекречено, либо делается по непрозрачным схемам. Мы обязательно посвятим «вооруженной торговле» между Минском и Киевом отдельную статью. Пока же ограничимся словами главы Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Олега Двигалева, который в начале года заявил, что «военно-техническое сотрудничество с Украиной не реализуется», поскольку Беларуси важно поддерживать статус нейтральной площадки по урегулированию украинского кризиса. То, что предприятия Госвоенпрома Беларуси официально не торгуют с Украиной – это правда. Как правда и то, что украинская армия в значительной степени обеспечена благодаря белорусским поставкам. Как это происходит – мы расскажем.

Напомню, что Беларусь продает в Украину много больше, чем закупает. Из Украины на рынок северной соседки идут прежде всего пищевое сырье и продукты питания. Недавно самой крупной позицией белорусского импорта из Украины стали соевые бобы. Поставки составили около $ 44 млн, что в два раза превысило поставки второй по объему позиции – проката из нелегированной стали. Украинские соевые бобы в Беларуси перерабатываются, с последующим экспортом соевого масла и отходов отжима в Россию.

Также в Украине белорусы покупают электроэнергию, металлы и металлопродукцию, корм для животных, лекарства, углерод, части подвижного состава. При этом импорт украинских продовольственных товаров плавно снижается под давлением производителей из России. Что-то просто меняется: например, на фоне сокращения импорта подсолнечного масла Беларусь кратно нарастила импорт маргарина из Украины: его объем в первом квартале 2018 года составил более $20 млн.

Доля Украины во внешней торговле Беларуси

Немного «торговых войн»

На самом деле с Украиной Беларусь ведет не меньше торговых войн, чем с Россией – просто они не так громко звучат в медийном пространстве. Нынешняя череда конфликтов началась еще при Януковиче, в 2013 году. Тогда украинцы не хотели пускать к себе дешевое белорусское топливо, белорусы отвечали дискриминацией украинских кондитерских изделий. Обе стороны защищали своих производителей, но обе это не признавали, обвиняя во всех грехах друг друга.

К концу года эти конфликты разрешились, но грянул 2014-й. Уже в 2015-м из-за политических потрясений и плохой внешней конъюнктуры товарооборот между Беларусью и Украиной упал на 39,7% – до $3470,8 млн. В тот момент камнем преткновения в торговых спорах Киева и Минска стало постановление Совмина Беларуси №666, которое установило обязательную санитарно-гигиеническую экспертизу импортной продукции. Украинская сторона требовала отменить его как «недружественное и дискриминационное», но в итоге прекратила действие своих запретительных пошлин на белорусские товары без выполнения этого условия белорусской стороной. Взамен Минск пообещал Киеву сохранить зону свободной торговли.

При этом Россия зону свободной торговли с Украиной остановила с 1 января 2016 года. Это, а также продовольственное эмбарго, которое Россия в 2014 году объявила в ответ на европейские санкции, неожиданно подтолкнуло развитие «серых» торговых связей Беларуси с Украиной. Контрабанда европейских товаров приобрела в Беларуси вполне государственный масштаб и стала элементом экономики. Причем к «европейской» тут можно отнести также украинскую и молдавскую сельхозпродукцию. После подписания Украиной и Молдовой договоров о Евроассоциации, российские власти запретили поставки фруктов и овощей из этих стран. И моментально их «фруктово-овощной» экспорт в Беларусь вырос в 28 раз!«Белоруссия воспользовалась преимуществами зоны свободной торговли на территории Евразийского союза и в короткий срок стала крупнейшей перевалочной базой санкционной продукции на территорию России», – заявил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев в 2017 году.

Однако в 2018-м вновь начались обострения. 25 мая два белорусских предприятия попали под экономические санкции и другие ограничительные меры Украины и были ограничены в проведении торговых операций. Это оказались первые подобные меры против именно белорусских компаний. Указ о введении санкций против белорусских предприятий «Мир пива» (Минск) и «Мозырский спиртоводочный завод» (Гомельская обл.) подписал президент Украины Петр Порошенко. «Мир пива» ограничили в торговых операциях на территории Украины на 3 года, «Мозырский спиртоводочный завод» – на 1 год.

Фото: пресс-служба президента

Представители белорусских компаний заявили, что для них это стало неожиданностью, и предположили, что возможной причиной санкций стали прямые поставки продукции в Донецк. Однако они слукавили насчет «неожиданности»: посол Украины в Беларуси Игорь Кизим неоднократно озвучивал такой вариант. «Мы предупреждаем белорусскую сторону официально: если белорусские компании напрямую поставляют продукцию боевикам, то против них будут введены санкции. Причем, не только со стороны Украины: мы постараемся сделать все, чтобы эти санкции были введены Евросоюзом тоже», – заявлял украинский дипломат в августе 2017-го.

Тем временем появляются поводы для новых санкций. 2 июля Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) при Минэкономразвития начала антидемпинговое расследование в отношении импорта в Украину прутков из углеродистой и легированных сталей и цемента. В частности, комиссия возбудила антидемпинговое расследование в отношении импорта в Украину прутков из Беларуси и Молдовы и цемента из РФ, Беларуси и Молдовы.

«В ходе расследований будут изучаться информация и доказательства наличия демпинга, ущерба и причинно-следственной связи между ними. По результатам проведенных исследований будет принято решение о целесообразности или нецелесообразности применения соответствующих антидемпинговых мер», – сказано в сообщении.

Ассоциация «Укрцемент» в 2017 году неоднократно обвиняла Беларусь в поставках продукции по заниженным ценам. Дело в том, что выпуск цемента очень энергозатратен. И украинские производители указывали на то, что при производстве цемента их белорусские конкуренты используют газ, который поступает из России по договорным «политическим» ценам. А значит, конкуренция – нечестная, и надо ввести заградительные пошлины. Сложно сказать, будут ли они введены, но уже понятно: вряд ли у Минстройархитектуры Беларуси получится в 2018 году нарастить экспорт цемента в Украину до 1 млн тонн, как оно планировало ранее.

Итого

Пока переориентация на экономические отношения с Европой не обеспечивает Украине необходимые объемы экспорта. Беларусь остается важным внешнеэкономическим партнером Украины, и товарооборот между странами держится на достаточно высоком уровне. Но даже когда товарооборот снижается, это не обязательно говорит о каких-то принципиальных проблемах. В обоих государствах в прошлые несколько лет происходило падение экономики и снижение товарооборота с большинством торговых партнеров.

Взаимная торговля между Украиной и Беларусью может в будущем успешно развиваться в рамках Балто-Черноморской дуги, в том числе с возможным привлечением Каспийского региона, через создание «транзитного коридора», способного обеспечить Беларусь альтернативными источниками получения недорогого сырья, а Украине – реализовать свой огромный торговый потенциал.

Денис ЛавникевичДенис Лавникевич, журналист из Беларуси
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram