ГлавнаяЭкономикаБізнес

Информационная кампания о "пользе монополии на рынке лотерей" - манипуляция, - эксперт Топорецкая

"Послужит ли "государственная монополия" на пользу государству? Вопрос риторический".

Информационная кампания о "пользе монополии на рынке лотерей" - манипуляция, - эксперт Топорецкая
Фото: kessandaiumi.beon.ru

Монополия на рынке лотерей - это совсем не общепринятая практика: авторы рекламы просто не добавили названия других лотерейных операторов, действующих в некоторых из стран. Об этом в статье для "Апострофа" рассказала эксперт в сфере лотерей, юрист, эксперт парламентской экспертной группы по евроинтеграции Зоряна Топорецкая.

"В последние дни в СМИ стали появляться однотипные статьи и реклама на телевидении о том, что монополия на рынке единого оператора лотерей является общепринятой европейской практикой и принесет государству только пользу", - пишет Топорецкая.

Одновременно, по ее словам, один из лотерейных операторов разместил рекламу на радио о том, что "многолетний опыт оператора лотерей и высокая стоимость лицензий - лучшая защита от мошенников", намекая на новые лицензионные условия для лотерейных операторов, разработанные Министерством финансов.

"На самом деле это - плохо прикрытая манипуляция, которая, почему-то, совпадает с настойчивыми стараниями Кабинета министров и Минфина как можно скорее принять лицензионные условия для лотерейных операторов", - отмечает автор.

"На самом деле, в Европе (единый лотерейный оператор - ред.) - это совсем не общепринятая практика: авторы манипуляции просто не добавили названия других лотерейных операторов, действующих в некоторых из стран. Авторы "забыли" дописать еще несколько лотерейных компаний в Азербайджане, Греции, Дании, Италии, Нидерландах, Словении, Швеции, Израиле, Японии. Также "авторы" приводят примеры монопольных компаний в отдельных регионах конкретных стран. Например, указывают 7 отдельных лотерейных операторов в 7 различных землях Германии - хотя на самом деле их 17 на всю страну. Или Каталония, которая выделена отдельно, хотя она является провинцией Испании, то есть фактически в этой стране действует 3 оператора лотерей", - констатировала Топорецкая.

По ее словам, государственная монополия не является абсолютным злом, если монополия действительно государственная и лотерейный оператор принадлежит именно государству, а не частным акционерам. Или когда государство хотя бы контролирует оборот средств лотерейного оператора. Как отмечает эксперт, по заключению же ГРС, АМКУ и НБУ, лицензионные условия в нынешнем виде фактически закрепят на лотерейном рынке частную компанию.

"У государства нет никакой доли в этой компании, не говоря уже о доступе к оперативному или финансовому управлению", - пишет эксперт.

Она отметила, что эти две манипуляции направлены на то, чтобы создать у общественности мнение, что якобы монополия лотерейного рынка - это "нормальная европейская практика", и якобы теперь в Украине тоже будет один государственный монополист - все как в Европе.

Также Топорецкая отмечает, что проект лицензионных условий, разработанный Министерством финансов, предоставляет монополисту ряд преференций. В частности, бесконтрольность оборота средств оператора лотерей (использование для контроля над лотерейной деятельностью обычные кассовые аппараты, вместо электронной системы принятия ставок, которая позволяет регулятору в режиме реального времени контролировать каждую операцию, а также в целом оборот оператора, правильность формирования призового фонда, размеры отчислений в бюджет и тому подобное); возможность проведения азартных игр под видом "лотереи с визуализацией"; возможность работать бессрочно и бесконтрольно; отсутствие социальной ответственности.

"Проект Лицензионных условий также не содержит действенных элементов государственного надзора и контроля за лотерейной деятельностью, не содержит требований к процессу осуществления лотерейной деятельности, ограничений для единого оператора лотерей, что фактически открывает ему абсолютную свободу действий на рынке. При этом Минфин лишен действенных инструментов контроля за монополистом или возможности влиять на него путем аннулирования лицензии. Лицензионные условия не требуют от лотерейного оператора быть ответственным перед обществом, не заставляют его финансировать важные проекты, соблюдать принятые в Европе стандарты "Responsible Gaming" ("Ответственная игра"). Послужит ли такая "государственная монополия" на пользу государству и получит ли бюджет доходы от нее? Вопрос риторический. Похоже, что в Украине просто кому-то очень хочется отдать перспективный лотерейный рынок в руки единого частного монополиста, поэтому и пытаются вот такой "социальной рекламой" и "зарубежным опытом" убедить премьер-министра Владимира Гройсмана в необходимости принятия Лицензионных условий лотерейной деятельности без учета значительного количества замечаний государственных органов", - резюмировала Топорецкая .

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram