ГлавнаяЭкономикаФінанси

Удар по обналу. Как работает автоблокировка налоговых накладных

Система автоматической блокировки налоговых накладных - одно из самых спорных нововведений нынешнего года. Полноценно заработала она с июля, а до этого три месяца действовала в тестовом режиме - то есть накладные не блокировались, но компании получали уведомления фискалов о том, что данная операция относится к рисковым.

Фото: Depositphotos

Неудачный старт

Впрочем, полноценно тестовый режим не получился. Довести систему до ума в налоговой не успевали, чем отчасти объясняется отсутствие жалоб со стороны бизнеса на систему в период тестовой работы. Зато жалобы появились в избытке, когда система, очевидно, все еще требовавшая доработки, начала работать полноценно.

В результате очень многие законопослушные компании реального сектора столкнулись с тем, что их накладные были заблокированы. С другой стороны, количество компаний, торгующих "схемным" налоговым кредитом на теневом рынке, если и сократилось на самом старте системы, то незначительно.

Со старта работы системы стало ясно, что критерии оценки степени рисков несовершенны, потому что под блокировку попадали и те компании, которые даже проверяться не должны были. Например, фирмы с ежемесячным оборотом до 500 тыс. грн или компании с налоговой нагрузкой свыше 5%. При этом специально созданная комиссия фискальной службы, которая должна проверять заблокированные накладные, явно не справлялась с огромным потоком документов.

Сперва казалось, что комиссия, в ручном режиме определяющая, кому разблокировать накладную, а кому нет - это большой коррупционный риск. Но когда система заработала, стало ясно, что объемы обрабатываемой информации такие, что не то что на коррупцию, даже на нормальную экспертную оценку каждого случая времени не хватает. И, естественно, количество ошибок комиссии из-за спешки на начальном этапе было велико. А сама ее работа - непрозрачна и какой-либо сторонний контроль не предполагает.

Всплыли и более технические, но не менее важные для бизнеса вопросы без ответов. Например, что делать контрагентам, которые из-за блокировки накладной лишились налогового кредита или как устранить проблему двойного депонирования средств на счетах в системе электронного администрирования НДС в случае регистрации накладной уже после разблокировки.

Как видим, старт системы легким не был. А ее неприятие усугубилось тем, что накануне бизнес был парализован последствиями массовой кибератаки, многие компании потеряли большие объемы первичной документации и столкнулись с физической невозможностью просто зарегистрировать накладные. При этом государство не спешило помогать, предоставив хотя бы консультации или разъяснения, и без колебаний запустило новую систему, лишь умножив головные боли предпринимателей.

Система автоматической блокировки налоговых накладных моментально стала разменной монетой в бесконечном противостоянии Минфина и налогового комитета парламента. Вместо того, чтобы попытаться совместно решать проблемы, ведомства начали совершенно непродуктивное противостояние, заняв полярные позиции.

Минфин настаивает, что все работает отлично и отказ от системы невозможен. Налоговый комитет убежден, что ничего не работает вообще и от действующей системы следует отказаться. Истина где-то посередине, хотя бы потому, что нынешняя система автоматической блокировки - это совместное детище как министерства, так и комитета. А значит, вину за проблемы в ее работе можно смело делить на двоих.

Фото: Сергей Нужненко

Депутаты хотят как лучше

В гонке за право облагодетельствовать бизнес традиционно лидирует налоговый комитет, ведь его члены, решая проблемы предпринимателей, имеют как минимум «электоральный» интерес. Чиновники Минфина не так инициативны и публичны, а главное, кроме налоговых вопросов, заняты решением огромного количества других проблем системы госфинансов. Поэтому, если бегло взглянуть на ситуацию, создается ощущение, что Минфин бездействует, а комитет, напротив, делает все возможное, превозмогая непонимание министерства. И настолько преуспел, что уже зарегистрировал законопроект, призваний облегчить страдания реального сектора. Но анализ этого документа заставляет крепко задуматься о реальных мотивах депутатов.

В пояснительной записке они предлагают вернуться к тестовому режиму работы системы автоблокировки накладных. Но зачем-то предлагают приобщить к процессу региональные налоговые и наделить их глав беспрецедентным правом останавливать регистрацию любой налоговой накладной личным решение, независимо от того, подпадает она под критерии рисков или нет. Довольно экстравагантный способ решить проблемы налогоплательщиков.

Выводы Главного научно-экспертного управления парламента таковы: процедуры, предлагаемые законопроектом, усиливают полномочия контролирующих органов и сужают права налогоплательщиков; законопроект не учитывает требования принципа верховенства права, согласно которым должен быть сформулирован так, чтобы исключить любой риск произвола.

Сотрудники областных налоговых, и их руководители довольно неплохо осведомлены о компаниях, работающих в регионе, по крайней мере, о средних и крупных. Сейчас, согласно критериям, под блокировку не подпадают накладные либо совсем маленьких фирм, работающих с неплательщиками НДС или имеющих скромные месячные обороты, либо крупного, стабильно работающего бизнесы, уплатившего за прошлый год свыше 5 млн грн налогов или имеющего налоговую нагрузку свыше 5%.

Система работает с бизнесом средней руки, а он всегда интересен коррупционерам от фискальной службы, как и любая возможность заблокировать их деятельность. Т.к. возможностей вступать в длительные судебные разбирательства с фискалами у таких фирм еще нет, а вот деньги, которыми можно "поделится" - уже есть. Сейчас система работает исключительно с компаниями, попадающими в рисковые, кстати, довольно специфические, критерии - объем поставки, отображенной в накладной, в 1,5 раза превышает объем закупки; в остатках приобретенной продукции свыше 75% позиций, которые относятся к группе риска, например, продукция сельского хозяйства, пищевые продукты, полезные ископаемые; отсутствует лицензия, подтверждающая право налогоплательщика на определенные виды деятельности (производство, импорт, продажу подакцизных товаров).

Львовская областная налоговая
Фото: Mapio.net
Львовская областная налоговая

Предоставление руководителям областных налоговых останавливать регистрацию налоговых накладных в ручном режиме - это скандал. Возможность это делать без учета критериев риска, единолично решая вопрос о разблокировке - это тот самый произвол. А если учесть, что семь областных налоговых до сих пор возглавляют исполняющие обязанности, это еще и произвол при минимуме ответственности.

0,37% проблем

По данным Фискальной службы на конец сентября с начала работы системы в ней зарегистрировано 59 млн налоговых накладных и расчетов корректировок на сумму почти 332,6 млрд грн. Остановлена регистрация 216 тысяч накладных, то есть 0,37%, на сумму 3,6 млрд грн, то есть всего для 1%. При этом, за этот же период комиссия ДФС рассмотрела порядка 138 тысяч дел, отказав в дальнейшей регистрации 39,5 тысяч налоговых накладных и зарегистрировав свыше 98,3 тысяч накладных. Даже эти цифры подтверждают, что система в действительности блокирует лишь малую часть накладных и с проблемами столкнулись отдельные фирмы, а не весь бизнес. Тем опаснее попытки комитета, решив проблемы отдельных предпринимателей, навредить создать коррупционные риски для всех без исключения.

Но что куда важнее, это динамика за три месяца как заблокированных накладных, так и рассмотренных дел. За время работы процент остановленных системой накладных уменьшился в 4,5 раза, т.е. определенная «отладка» системы все таки произошла и ситуация уже улучшилась. Тут важно понимать, что когда предприятие подает в комиссию ГФС так называемые «технологические таблицы», данные в них учитываются системой и в дальнейшем накладные этой компании по этим операциям уже не блокируются. За время работы комиссия уже учла свыше 12 тысяч таких таблиц и уже говорит о снижении числа тех, кто попал под блокировку повторно.

Фото: kharkov-terminal.com.ua

Да и сама комиссия уже начала справляться с ситуацией - если на старте системы она нарушала сроки рассмотрения по 38% блокировок, а во второй половине июля - по всем 86%, то на сегодняшний день проволочек с рассмотрением нет вообще - в течение 5 дней любая компания получает ответ о разблокировке либо о невозможности разблокировать ее накладную. То есть система работает и совершенствуется, а все проблемы можно и нужно устранять в процессе.

Например, Минфин принял проект закона, предлагающий автоматическую регистрацию остановленной накладной в случае, если комиссия ГФС не отвечает плательщику в течение пяти дней. По сути это принцип молчаливого согласия, и если этот проект закона будет принят, работа комиссии ускорится.

Но главный вопрос, добились ли чиновники желаемого и решили ли проблему фиктивного НДС в системе? Увы, тут однозначного ответа. Минфин уверяет, что если раньше в системе электронного администрирования ежемесячно формировалось порядка миллиарда гривень фиктивного НДС, а фирм, его генерирующих было свыше трех сотен, то сейчас в системе не более 70 миллионов фиктивного кредита, производимого двумя десятками компаний. Косвенные факторы эту информацию подтверждают – ежемесячные начисление НДС выросли на три миллиарда в среднем, а средств на возмещение НДС впервые за последние годы начало хватать на всех.

Впрочем, представители реального сектора заверяют, что фиктивный налоговый кредит до сих пор довольно свободно продается и покупается, пусть и не в прошлых масштабах. Но теперь точно понятно, что осуществить эти операции без «содействия» сотрудников фискальной службы невозможно. А вот реформа ГФСУ – это, кажется, последнее, чем планирует заниматься Минфин в обозримом будущем.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram