Еще 22 июня правительственный законопроект об изменениях в госбюджет-2017 был принят за основу. В пояснении к документу говорилось, что правки нужны из-за изменения прогнозов экономического развития Украины. И в самом деле, после введения торговой блокады оккупированных территорий НБУ пересмотрел прогноз роста украинской экономики на 1,3 процентных пункта до 1,5% роста ВВП в 2017 году. Одновременно депутаты хотели учесть последствия повышения минимальной зарплаты с начала года до 3200 гривен в месяц, а также изменение темпа роста цен.
Подобные корректировки бюджета проводятся в Украине каждый год: планировалось увеличить доходы и расходы бюджета на 26 и 27 млрд гривен сответственно. То есть доходы должны были вырасти на 3,5%, а расходы на 3,4%. Но в итоге Рада нарастила доходную часть госбюджета на 39,7 млрд гривен (плюс 5,15%), а расходную - на 40,7 млрд (плюс 4,84%).
Что же так изменилось в украинской экономике менее чем за месяц? Какой новый источник доходов обнаружили украинские депутаты, что раздули траты бюджета на 13,7 млрд гривен по сравнению с запланированными изменениями в первом чтении? Все очень просто - большая часть повышения состоит из доходов от спецконфискации "денег Януковича". Всего было конфисковано около 28,6 млрд гривен. Часть этих денег в размере 11,6 млрд гривен уже была учтена в бюджете-2017, и депутаты поспешили распределить часть оставшейся суммы. По данным Интерфакс-Украина, даже после внесения правок в бюджет около 7 млрд гривен так и не были распределены.
Изменения были оформлены в виде поправок к законопроекту. Всего было принято восемь таких изменений, рассмотрим каждое из них. (Речь идет только о правках, за которые депутаты голосовали вчера в зале под куполом, кроме того народные избранники внесли более 300 поправок к законопроекту на этапе его обсуждения в профильном комитете, и часть из которых комитет принял. Это уточнение было добавлено в статью в 20:57 в день ее публикации).
Поправка Артура Герасимова (БПП) и Андрея Тетерука (НФ) о наполнении спецфонда госбюджета на 10,98 млрд гривен, конфискованных за коррупционные правонарушения ("деньги Януковича") и о распределении этих денег таким образом:
- Расходы для Национальной гвардии – 200 млн гривен.
- Расходы для Министерства обороны Украины – 4 млрд гривен.
- Расходы для Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины – 40 млн гривен.
- Мероприятия по инженерно-технического обустройства границы – 300 млн гривен.
- Развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования – 1 млрд гривен.
- Программа «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий, направленных на развитие системы здравоохранения в сельской местности» - 4 млрд гривен.
- Программа «Расходы для Государственной пограничной службы Украины на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства» - 400 млн гривен.
- Программа «Расходы для Национальной полиции Украины на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства» - 980 млн гривен.
- Программа «Расходы для Управления государственной охраны Украины на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства» - 60 млн гривен.
Депутат Виктория Войцицкая (Самопомощь) предложила не поддерживать "очередной дерибан денег, направленный на укрепление полицейского самогосударства" (цитаты из стенограммы заседания).
"В то время, как у нас, например, глобальное недофинансирование медицинской сферы, где медики получают мизерные зарплаты, мы направляем деньги, миллиарды на Национальную полицию, сотни миллионов гривен на строительство, так называемой, стены", - отметила Войцицкая.
Депутат Нина Южанина (БПП, руководитель налогового комитета) попросила коллег обратить внимание на природу конфискованных средств – "деньги Януковича", а также на сферу их реализации - сельскую медицину и оборону. В итоге поправку депутаты поддержали.
Сразу три правки, которые получили поддержку, касались повышения материального обеспечения деятельности органов власти.
Депутаты Нина Южанина, Александр Бакуменко (БПП), Виктория Сюмар (НФ), Руслан Князевич (БПП), Артур Палатный (БПП) и Николай Княжицкий (НФ) предложили увеличить расходы на обеспечение деятельности Верховной Рады на 53,7 млн гривен (из них 44 на оплату труда). По словам пани Южаниной, сотрудники секретариатов комитетов Рады получают всего по 6000 гривен, чего недостаточно. Глава Верховной Рады Андрей Парубий (НФ) добавил, что сотрудники аппарата переходят в коммерческие структуры из-за низкой зарплаты. Оппонентом выступила все та же пани Войцицкая - она посетовала на отсутствие аудита и отчетности расходов парламента. Поправка все равно была принята.
Дополнительно увеличили на 27,88 млн гривен и расходы на оплату труда сотрудникам Администрации Президента (поправка Артура Герасимова из БПП и Андрея Тетерука из НФ). Те же депутаты внесли изменения об увеличении расходов на прокуратуру на 550 млн гривен. Еще одной правкой они предложили сократить траты бюджета на 51,56 млн гривен на фундаментальные исследования, прикладные и научно-технические разработки. Несмотря на острую критику последних двух правок со стороны руководителя фракции Радикальной партии Олега Ляшко, изменения были приняты.
Нашло поддержку и предложение Александра Горбунова (НФ) об увеличении расходов "на лечение онкобольных за границей" на 70 млн гривен. Деньги на эти траты хотят выкроить за счет сокращения финансирования программно-информационного обеспечения Минздрава.
И еще две правки Артура Герасимова и Андрея Тетерука были поддержаны. Это выделение 23 млн гривен на строительство музея Революции достоинства. И сокращение на 59,85 млн гривен расходов на медпомощь в учреждениях Нацакадемии меднаук Украины.
При этом большую часть правок депутаты отклонили или они вообще не попали на голосование. Например, так и не было увеличено финансирование общественного телевидения, хотя закон об общественном ТВ- и радиовещании говорит, что его бюджет должен составлять 0,2% госбюджета или 1,2 млрд гривен в 2017 году. Из этой суммы на сегодня выделено 970,8 млн гривен.