ГлавнаяЭкономикаДержава

Новый конфликт вокруг ГТС. Что мы об этом знаем?

7 сентября 2016 года Минэкономразвития и торговли Украины (МЭРТ) без всякого объявления обновило устав "Нафтогаза" и вывело из его подчинения "Укртрансгаз" - оператора единой газотранспортной системы Украины (ГТС). Решение принимал первый вице-премьер, министр экономразвития Степан Кубив без обсуждения с заместителями (в том числе профильным) или премьер-министром, не говоря уже об общественности.

100% владельцем акций "Укртрансгаза" по-прежнему остается "Нафтогаз". Но при этом министерство получило право напрямую управлять оператором ГТС, принимать кадровые и финансовые решения и даже вносить изменения в устав дочернего предприятия "Нафтогаза" в обход самого "Нафтогаза".

После шквала критических отзывов глава МЭРТ Степан Кубив заявил о приостановке решения. Но не о его полной отмене. Что мы знаем об этой истории?

Фото: glavcom.ua

Агрументы "за"

"Целью изменений, изложенных в новой редакции устава НАК "Нафтогаз Украины", является выполнение Украиной обязательств Третьего энергетического пакета о независимости оператора газотранспортной системы (которым в настоящее время является ОАО "Укртрансгаз") от вертикально интегрированной компании "Нафтогаз Украины", - пояснила пресс-служба МЭРТ решение за подписью Степана Кубива.

Третий энергопакет ЕС - это несколько директив и регламентов, которые должны обеспечить конкуренцию на европейском рынке топлива и энергетики и таким образом привести к снижению цен для потребителей. Он в самом деле предполагает, что топливно-энергетические компании должны разделить свой бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей. Другой вопрос (об этом ниже в аргументах "против"), можно ли считать решение МЭРТ таким, которое приближает Украину к европейским требованиям.

Второй аргумент "за" - мнение профсоюзов "Укртрансгаза", которое сегодня появилось на сайте компании в виде открытого письма в адрес министра экономики Степана Кубива. Профсоюзы остро критикуют руководителя "Нафтогаза" Андрея Коболева и директора по развитию бизнеса "Нафтогаза" Юрия Витренко, заявляют о задолженности "Нафтогаза" перед "Укртрансгазом" в размере 6,4 млрд гривен и просят "рассмотреть вопрос переподчинения ПАО "Укртрансгаз" Министерству экономического развития и торговли".

Аргументы "против"

"Министерство экономики сейчас руководит "Нафтогазом", и если оно теперь хочет управлять еще и "Укртрансгазом", то это будет прямым нарушением Третьего энергопакета", - считает Юрий Витренко, директор по развитию бизнеса "Нафтогаза". При этом он добавляет, что ранее утвержденный Кабмином и согласованный с европейцами план отделения оператора ГТС в отдельный бизнес не выполняется.

Юрий Витренко
Фото: oilreview.kiev.ua
Юрий Витренко

Переподчинение "Укртрансгаза" ставит под угрозу получение кредитов на закупку газа, а значит, отопительный сезон может быть сорван. Об этом заявляет не только "Нафтогаз", но и кредитор - ЕБРР.

"Это решение противоречит как требованиям Третьего энергопакета, так и Закона Украины "О рынке природного газа". Оно также ставит под угрозу выполнение Плана реформы корпоративного управления "Нафтогаза", под реализацию которого был получен кредит ЕБРР $300 млн на закупку газа. В результате неправомерных действий руководства МЭРТ под угрозой теперь оказалось кредитное соглашение с Мировым банком на сумму $500 млн, необходимое для стабильного прохождения отопительного сезона 2016-2017 годов. Своим решением министерство нарушило обязательства, взятые Украиной перед западными партнерами и международными финансовыми институтами", - говорится в сообщении ЕБРР.

Переподчинение "Укртрансгаза" осудили и в Энергетическом сообществе, которое контролирует реализацию европейской энергополитики в соседних странах. Решение МЭРТ "поставит под угрозу текущие арбитражные дела "Нафтогаза" и роль Украины как транзитера газа", заявили в Энергосообществе.

Фото: www.eurointegration.com.ua

ЕБРР, основной кредитор "Нафтогаза", узнал о решении МЭРТ из газет. Более того, о решении Степана Кубива не знали даже его заместители. Первый замминистра Юлия Ковалив, в ведении которой находится "Нафтогаз", заместители министра Наталья Мыкольськая и Максим Нефедов выступили с совместным заявлением о том, что изменения в устав "Нафтогаза" с ними не обсуждались и не согласовывались. "Мы готовы принять участие в поиске конструктивного выхода из сложившейся ситуации", - заявили чиновники.

Раскритиковали решение о переподчинении "Укртрансгаза" профессор экономики Питтсбургского университета член набсовета НБУ Тимофей Милованов ("проблема в том, как это было сделано"), межфракционное объединение депутатов Верховной Рады "Еврооптимисты" и многие другие.

Наконец, некоторые обозреватели видят в этом решении коррупционные оттенок. Александр Харченко, директор Центра исследования энергетики, считает, что решение Степана Кубива приведет к поражению "Нафтогаза" в судах. Якобы Стокгольмский арбитраж поддержит "Газпром" в споре на 12 млрд долларов США, а украинский олигарх Дмитрий Фирташ отсудит у "Нафтогаза" 345 млн кубометров газа для своего предприятия Черкасский "Азот".

Также эксперт отметил, что "Укртрансгаз" объявил о планах провести реконструкцию насосных станций и потратить на это свыше 4 млрд гривен (условия тендера предполагают 40% предоплату). Единственный производитель таких станций в Украине - предприятие с недавних пор украинского гражданина Константина Григоришина. При этом МЭРТ 13 сентября вывел из подчинения "Нафтогаза" и закупки "Укртрансгаза", а это миллиарды гривен.

С начала года по 16 сентября "Укртрансгаз" провел тендеров на 7,67 млрд гривен. Причем тендеры на большую часть этой суммы - 5,11 млрд - были объявлены по старым правилам до того, как компания была обязана перейти на торговлю в системе Prozorro.

История с тендерами на реконструкцию насосных станций также имеет второе дно. Реконструкцию этих станций еще в 2015 году лоббировал Владимир Демчишин, тогдашний министр топлива и энергетики Украины, пишут "Наші гроші". В письме Демчишина "Нафтогазу", "Укргазодобыче" и "Укртрансгазу" говорилось о необходимости заменить устаревшие газоперекачивающие агрегаты и провести замену импортного оборудования этих агрегатов и комплектующих на то, которое производится или может производиться отечественными компаниями. Как уже говорилось выше, подобные насосные станции производит только компания Григоришина. Владимир Демчишин - совладелец инвесткомпании ICU, которая обслуживала бизнес президента Украины Петра Порошенко.

Политическое измерение

Степан Кубив
Фото: http://kp.ua
Степан Кубив

МЭРТ возглавляет Степан Кубив, назначенный на эту должность по квоте президента Петра Порошенко. "Нафтогазом" руководит Андрей Коболев, которого еще в марте 2014 года назначал Кабмин Арсения Яценюка. Получается, что люди Порошенко пытаются получить контроль над оператором газотранспортной системы, отодвинув людей, оставшихся во власти после отставки Яценюка. 

При этом похоже, что премьер-министр Украины Владимир Гройсман не был посвящен в эти планы. В субботу, 17 сентября 2016 года, на конференции "Европейская ялтинская стратегия" (YES) он заявил, что "на сегодня у меня такого решения нет" и пообещал разобраться. Сегодня Кубив приостановил (но не отменил) свое решение. И, судя по тому, что на сайте "Укртрансгаза" появилось заявление профсоюзов с видеоверсией, шоу еще не закончилось. Антракт.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram