"Коммуникации МВФ и украинского правительства не прозрачны. Представители МВФ практически не комментируют ход переговоров. А заявления украинской стороны, как правило, чрезмерно оптимистичны. Украинские политики уже год заявляют, что транш вот-вот поступит. Поэтому о реальных причинах переноса сроков транша можно только догадываться", - говорит Андрей Приходько, главный аналитик UniCredit Bank.
Миссия МВФ побывала в Украине еще в мае. В пресс-релизе Фонда по этому случаю говорилось: "важно, чтобы власти приложили больше усилий по закреплению фискальной и финансовой стабильности, решительно повысили транспарентность и верховенство права, а также реформировали большой и неэффективный сектор госпредприятий". В случае принятия решительных мер в этих сферах МВФ предполагал рассмотрение Советом директоров Фонда украинского вопроса уже в июле 2016 года.
9 июля президент Украины Петр Порошенко и глава МВФ Кристин Лагард поговорили по телефону "о ходе украинских реформ и борьбе с коррупцией". А 15 июля Лагард заявила, что Украине еще следует выполнить "некоторые обязательства".
"Существует еще несколько нерешенных технических вопросов в рамках принятых Украиной обязательств, которые мы вместе обсудили. Их необходимо решить, поскольку мы не можем иметь наполовину выполненную программу и надеяться, что она будет работать. Работа должна быть завершена, и мы полны надежд, что президент Петр Порошенко и новый премьер-министр прислушаются к этому, чтобы выполнить последние требования, которое Украина должна выполнить", - заявила Лагард в Вашингтоне.
Из ее слов стало ясно, что МВФ по крайней мере на данном этапе больше не требует ничего от Верховной Рады Украины (депутаты в ее заявлении не упомянуты), но остаются требования к администрации президента и правительству. Украинский парламент так и не принял целый ряд законопроектов, которые были согласованы с МВФ ранее, и ушел на каникулы. Возможно, из-за этого сумма третьего транша была сокращена, а сроки перечисления транша были сдвинуты. Но чтобы получить даже эти деньги, исполнительной ветви украинской власти нужно поработать.
МВФ против коррупции в Украине
Мы не знаем всего перечня "технических вопросов", о которых говорила директор МВФ. Однако уже ясно, что одно из таких обязательств - полноценный запуск системы электронного декларирования доходов чиновниками. Система была запущена 15 августа, но только в тестовом режиме, чего украинские кредиторы не ожидали. Затем была некрасивая история с псевдовзломом системы декларирования. Система до сих пор не работает должным образом.
Прежде директор МВФ Кристин Лагард не раз отмечала, что Фонд будет делать акцент на борьбе с коррупцией в Украине. 16 марта многие высокопоставленные украинские чиновники смогли в этом убедиться. Издание "Европейская правда" процитировало письмо руководителя миссии МВФ Рона ван Роодена: "Без сертификации система не будет считаться рабочей и не будет соответствовать обязательствам по программе, поддержанной МВФ. Поэтому мы призываем вас безотлагательно исправить этот недостаток".
"Пока система не заработает согласно всем требованиям сертификации на транш рассчитывать не стоит", - отмечает Ангела Бочи, директор экономического департамента Международного центра перспективных исследований.
"О причинах задержки следующего транша в сумме около 1 млрд долларов можно только догадываться, но успешный запуск электронных деклараций является одним из условий. Остается надежда, что остальные "технические" вопросы также будут решены в ближайшее время, и совет директоров МВФ одобрит выделение транша в начале сентября", - говорит Елена Белан, главный экономист Dragon Capital.
"Введение системы электронного декларирования, которая находится в центре внимания западных партнеров Украины, не состоялось в ранее оговоренные сроки. К тому же из рутинной процедуры развился довольно громкий скандал", - говорит Алексей Блинов, главный экономист Альфа-банка Украина.
О какой сумме идет речь
До конца года Украина может рассчитывать лишь на один транш в размере 1 млрд долларов, считает руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. Главный экономист Альфа-банка Украина Алексей Блинов допускает получение Украиной до 2,5 млрд долларов до конца года в самом лучшем случае. Вслед за Фондом средства Украине перечислят ЕС, будут предоставлены кредитные гарантии США (тут речь также идет о нескольких миллиардах долларов).
"После того, как будет принято решение Международным валютным фондом о выделении очередного транша Украине, Европейский союз присоединится к этому предоставлению Украине макрофинансовой помощи вместе с кредитными гарантиями, которые нам предоставят Соединенные Штаты Америки", - говорил Петр Порошенко журналистам по итогам мини-саммита Украина-ЕС в Брюсселе в июне 2016 года.
Отсутствие транша от МВФ – тревожный сигнал не только для международных финансовых институций, но и индикатор нестабильности для потенциальных частных инвесторов.
"Частные инвесторы, те, которые даже, несмотря на войну в стране, были готовы вкладывать инвестиции, теперь не будут спешить. Отсутствие инвестиций не позволит говорить об экономическом росте", - поясняет Ангела Бочи.
Есть ли риск для стабильности гривны
Нехватка внешнего финансирования, в свою очередь, может сказаться и на курсе украинской валюты уже в 2016 году, говорят некоторые из опрошенных нами экспертов. Другие, напротив, особых рисков для курса гривны по крайней мере в этом году не видят. (О возможном сезонном ослаблении гривны осенью 2016 года уже писала на страницах LB.ua журналист Елена Губарь).
"Осенью начинается активная закачка газа в украинские газовые хранилища. Это значит, нужен дополнительный ресурс. Его объем я оценил бы в 3 млрд долларов США. К тому же осенью мы должны будем рассчитаться по долгам, которые у нас есть перед международными финансовыми институциями. Одни только проценты составляют порядка 600 млн долларов. Поэтому предположил бы, что деньги от МВФ крайне нужны даже в такой краткосрочной перспективе, как осень этого года. Но если мы их не получим, то проседание гривны будет однозначным", - говорит Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.
Мысль о том, что получение кредита позитивно отразилось бы на государственных финансах, а также позволило бы снизить давление на курс гривны во время отопительного сезона, поддерживает и Андрей Приходько из UniCredit Bank.
"Получение транша окажет позитивное влияние на настроения и ожидания населения и поможет НБУ сдерживать излишние колебания валютного курса", - комментирует Елена Белан из Dragon Capital.
"Мы оцениваем курс гривны через призму многих факторов, из которых сотрудничество с МВФ - всего лишь один из многих. На данный момент он не является определяющим", - считает Александр Вальчишен из ICU.
А если денег так и не будет в этом году
Если МВФ так и не перечислит третий транш кредита Украине в 2016 году, катастрофы не случится, уверен Андрей Приходько. Однако другие опрошенные LB.ua эксперты говорят о возможных проблемах в случае дальнейшего переноса сроков Фондом.
"У правительства есть валюта, для того, чтобы обслуживать обязательства по реструктуризированному долгу до конца года, а у НБУ - достаточный уровень золотовалютных резервов, который позволит с комфортом пережить отопительный сезон. Однако актуальность транша может существенно возрасти в будущем году, когда расходы на обслуживание госдолга вырастут в полтора раза. Поэтому вполне возможно, что эпопея с получением транша МВФ разрешится только в 2017 году", - говорит Приходько.
Возможность получения третьего транша МВФ Украиной в начале 2017 года существует, соглашаются и Олег Устенко, и Александр Вальчишен.
"Вероятность - 30-40%. Дело в том, что у правительства есть на счетах иностранная валюта, которой, по нашим подсчетам, достаточно для обслуживания внешнего долга вплоть до середины 1 квартала 2017 года без привлечения новых займов в иностранной валюте. Однако, мы не думаем, что правительство будет заставлять внутренний финансовый рынок нервничать и подпитывать тем самым негативные настроения относительно национальной валюты", - комментирует Александр Вальчишен.
"В случае дальнейшей задержки будут подходить сроки для выполнения следующих условий, прописанных в программе, а с 15-го сентября начинается бюджетный процесс. Поэтому дальнейшая задержка чревата осложнениями", - предупреждает Елена Белан.
"Потребность Украины в кредитных средствах не является острой", считает Алексей Блинов, поскольку золотовалютные резервы НБУ выросли до 14 млрд долларов. Однако в условиях сезонного повышения волатильности валютного рынка, эрозии веры в будущее и все еще сохраняющихся высоких рисков для экономики роль позитивного решения по третьему траншу нельзя недооценивать.
Самый мрачный сценарий в случае переноса третьего транша МВФ на 2017 год рисует Олег Устенко: "Если гривна будет девальвировать, то параллельно с девальвацией я бы ожидал увеличения уровня инфляции. Это может означать дополнительные проблемы для населения, прежде всего, снижение жизненного уровня. Последнее будет усиливать рост социального напряжения в обществе. И тогда возникнет огромное количество вопросов, включая вопросы, связанные с национальной безопасностью страны".