ГлавнаяЭкономикаБізнес

Кто живет на «дельту» от рефинансирования «Дельты»?

Украинский «банкопад» - процесс, который мог, при правильном подходе, произвести санацию украинской банковской системы и способствовать ее оздоровлению – в реальности привел к многомиллиардным потерям как для граждан и бизнеса, так и для государства. Сегодня только начинают появляться документы, подтверждающие, что за хищение, вывод и отмывание государственных денег ответственны не только ушлые владельцы банков, но и служебные лица государственных учреждений. Ни одного судебного решения по этому поводу пока нет.

Фото: job-sbu.org

За минувшие два года в Украине закрылись около семидесяти банков. Потери государства в результате этих процессов исчисляются сотнями миллиардов гривен. Из них около 40 миллиардов – результат краха «Дельта Банка». Обстоятельства банкротства этого финансового учреждения со временем медленно и неохотно обрастают подробностями. Расследуется несколько уголовных дел: о выведении и хищении средств, отмывании доходов и рефинансировании.

Украинские СМИ уже писали (http://www.epravda.com.ua/publications/2015/03/17/534106/, http://gazeta.zn.ua/finances/shemy-delta-banka-_.html ), как, за месяц до введения временной администрации, американская группа Cargill, один из основных акционеров «Дельты», вывела из банка кредитный портфель более чем на 100 миллионов долларов. Эти деньги могло сэкономить государство и Фонд гарантирования вкладов, но увы.

Впрочем, куда большие суммы государство потеряло, предоставив «Дельте» рефинансирование, значительная часть которого была выведена должностными лицами банка за рубеж.

Согласно материалам уголовного дела, «Дельта Банк» в течение 2014 года получил от НБУ рефинансирование в объемах около 10 млрд. грн. Более четырех миллиардов гривен из этой суммы было переведено в иностранную валюту (553,3 млн. долларов) и выведено за границу. Эти средства, согласно данным досудебного расследования, были перечислены со счетов дюжины связанных между собой украинских субъектов хозяйствования, отдельные должностные лица которых одновременно являются сотрудниками АО «Дельта Банк», якобы во исполнение ранее заключенных договоров.

Фото: finbalance.com.ua

Характерно и, к сожалению, неудивительно, что соучастниками в уголовных делах о завладении и растрате государственных средств в особо крупных размерах проходят должностные лица Национального банка Украины и другие госслужащие.

Следственным отделом управления по расследованию коррупционных преступлений, совершенных служебными лицами, которые занимают особо ответственное положение, Генеральной прокуратуры Украины проводится досудебное расследование в уголовном производстве № 12014100000000703, по фактам незаконного завладения и растраты служебными лицами АО «Дельта банк» в соучастии с служебными лицами Национального банка Украины, Государственного ипотечного учреждения и другими лицами, на протяжении 2014-2015 годов государственных средств в особо крупных размерах, уклонения от уплаты налогов и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершенные в особо крупном размере по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191, ч. 3 ст. 212, ч. 3 ст.209 УК Украины. (из определения Печерского районного суда от 22.01.2016)

Одна из характерных историй с получением незаконного рефинансирования расследуется Печерским райуправлением МВД с мая 2015 года.

В частности, согласно материалам расследования, в 2014 году должностные лица ПАО «Дельта Банк», злоупотребляя своим служебным положением, без согласия должностных лиц ООО «Днепрометаллсервисгрупп», мошенническим путем (подделывая подписи) завладели денежными средствами Национального Банка Украины. Имеются в виду средства, которые были предоставлены для рефинансирования кредита. Как установило следствие, рефинансирование проведено не было, а денежные средства НБУ были использованы «на собственные цели». Кроме того, отмечается в материалах расследования, «должностными лицами ПАО «Дельта Банк» проведена передача кредитного дела в пользу кипрской компании».

«Согласно информации в электронных реестрах НБУ кредит ООО «Днепрометаллсервисгрупп» имеет оценку в 2 млрд. грн. Однако, в действительности, это имущество стоит в несколько раз меньше. Такая завышенная оценка была предоставлена Банком, с целью уклониться от формирования резервов под данный кредитный портфель, а также под такой дорогой актив легко было получить рефинансирование», - говорится в определении Печерского суда от 3 мая 2015 года.

Вокруг этого кредита и сегодня продолжают происходить странные вещи. Временная администрация, введенная Нацбанком в Дельта Банк, на первый взгляд, предпринимает попытки получить компенсацию потерянных средств от невозвращенного кредита. Но, если присмотреться, делает это довольно странным образом.

Фото: EPA/UPG

Суммы, которые требуют в своем иске представители «Дельта Банка», ставят в тупик и суд, и ответчиков. Выяснилось, например, что только в одном из исков (всего их пять) штраф за одно и то же нарушение был выставлен 60 раз, что противоречит не только Хозяйственному кодексу Украины, но и ст. 61 Конституции Украины, гласящей, что никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение. Таким образом, один этот шестидесятикратный штраф почти в три раза превышает сумму задолженности фирмы по кредиту.

Чтобы прояснить процедуру расчета исковой суммы Киевский апелляционный хозяйственный суд назначил судебно-экономическую экспертизу, результатов которой на данный момент нет.

Помимо упомянутого, «Дельта банк» подал еще четыре иска в различные суды (что, в целом, напоминает «спам» в адрес судей, с надеждой «на авось»). И к суммам, указанным в них, возникают те же вопросы.

Фонд гарантирования вкладов бодро рапортует о стремлении взыскать 3,64 миллиарда гривен с заёмщика, хотя тело кредита – примерно на порядок меньше (напомним, даже оценка в два миллиарда была признана следствием завышенной в несколько раз).

Отметим, что фирму-заёмщика, в целом, сложно упрекнуть в нежелании идти навстречу требованиям банка. «Днепрометаллсервисгрупп» исправно платил по кредиту вплоть до оккупации Крыма, что отражено в документах, предоставленных суду «Дельта банком». Последний платеж по кредиту, согласно ним, был осуществлен 10 апреля 2014 года.

Упоминание об оккупации украинского полуострова здесь необходимо, поскольку ООО «Днепрометаллсервисгрупп» до марта 2014 года было зарегистрировано в Севастополе. Заём в «Дельте» был осуществлен с целью финансирования завода, производившего на территории ныне оккупированного города оборудование для получения альтернативной энергии (в настоящее время завод экспроприирован оккупационными властями).

К слову, все залоговые активы «Днепрометаллсервисгрупп», оставшиеся на материковой части Украины, уже переданы заёмщиком «Дельта банку», хотя, по какой-то причине, до сих пор не поставлены банком на баланс (почему – отдельный вопрос).

Оставшееся залоговое имущество расположено на территории оккупированного Севастополя. Как, впрочем, и все прочие активы предприятий, пользовавшихся кредитом. В настоящее время собственник не имеет к этим активам доступа и не использует их – а, значит, не сможет вернуть кредит с их помощью.

После начала оккупации ООО было, в соответствии с требованиями украинского законодательства, перерегистрировано в Киеве, но хозяйственной деятельности, по понятным причинам, не вело.

Определение Печерского суда и материалы досудебного расследования говорят, что еще до решения регулятора о ликвидации «Дельта банка» «Днепрометаллсервисгрупп» пыталось погасить кредит депозитом в том же самом банке, в чём заёмщикам было отказано:

«ООО «Днепрометаллсервисгрупп» в 2014 году совершала действия, направленные на замещение обязательства по кредиту из-за погашения вкладчиками депозита, в чем «Дельта Банком» Обществу было отказано», - гласит определение Печерского суда по материалам досудебного расследования. Отказ следователи связывают как раз с намерениями получить под данный кредит государственное рефинансирование: «должностные лица Банка, таким образом, имели возможность воспользоваться наличием действующего валютного кредита ООО «Днепрометаллсервисгрупп» для получения рефинансирования, поскольку указанное обстоятельство является одним из оснований рефинансирования», - цитирует суд материалы досудебного расследовния.

ООО «Днепрометаллсервисгрупп» было ликвидировано 31 августа 2015 года по решению Окружного админсуда г.Киева, удовлетворившего иск Подольской районной налоговой инспекции. Законность ликвидации была подтверждена и Киевским апелляционным админсудом.

Фото: Макс Левин

Конечно, ликвидированное ООО не сможет вернуть ни «Дельта Банку», ни государству активы, находящиеся в оккупированном Крыму. В чем же смысл заведомо обреченных попыток выставить многомиллиардный иск к ликвидированному предприятию?

Главный вопрос: не делается ли это ради прикрытия настоящих виновных в убытках государства? Прикрытия тех, кто мошенническим путем завышал стоимость активов, и тех, кто на основе поддельных документов утверждал заведомо завышенные суммы рефинансирования для «Дельта банка»?

Не пытается ли администрация, введенная регулятором, таким образом «заткнуть» дыру, образовавшуюся, как говорится в определениях суда, не без участия должностных лиц НБУ? Положим, истцу удастся каким-то – из распространенных в нашей стране – образом убедить суд удовлетворить многомиллиардный иск. Тогда, вне зависимости от реальной возможности исполнения решения суда, его можно будет использовать для перекладывания ответственности за огромные убытки государства с мошенников на ликвидированное предприятие, пострадавшее от оккупации Крыма. Война, как водится, «все спишет».

И на вопрос «куда делись миллиарды гривен, полученные «Дельта банком» от НБУ в качестве рефинансирования?», гораздо удобнее ответить: «Вот же они, у заёмщика остались, требуем, как можем», чем объяснять, на каком основании они вообще были выданы и каким образом оказались на счетах иностранных фирм.

Уголовные дела против должностных лиц «Дельта банка» и соучастников из НБУ и других госучреждений все еще находятся на стадии досудебного расследования. Остается лишь надеяться, что они дойдут до суда, а не будут прекращены «в виду отсутствия состава преступления», когда ответственность за убытки государства переложат на плечи безнадежных должников.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram