В Нацкомфинуслуг подсчитали, что в пяти крупнейших банках из числа тех, которые были выведены с рынка весной этого года, страховщики потеряли более 200 млн грн. Например, в банке «Хрещатик», который был признан неплатежеспособным 5 апреля, «зависли» 55 млн грн, в банке «Юнисон» - 26 млн грн, в Фидобанке – 600 тыс. грн. А рекордсменом стал Банк Михайловский, которому страховщики доверили 154 млн грн. Примечательно, что по состоянию на 1 октября 2015 года на счетах в Банке Михайловский было 137 млн грн средств страховщиков. То есть за полгода банк привлек почти 20 млн грн. Совокупные потери с начала очистки банковской системы в 2014 году превышают 0,5 млрд грн.
Только у Моторного (транспортного) страхового бюро Украины в Брокбизнесбанке «зависли» 250 млн грн – эта сумма была подтверждена независимым аудитом.
«Точную сумму по рынку сказать сложно: Нацкомфинуслуг получает данные от страховых компаний на отчетную дату – на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. И с отчетной даты до момента введения в банк временной администрации цифры могли измениться как в большую, так и в меньшую сторону. Кто-то мог успеть перевести деньги в другой банк до признания банка неплатежеспособным, а кто-то, наоборот, пытался заработать на высоких ставках – с таким мы тоже сталкивались», - рассказывает член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Были случаи, когда в комиссию поступала информация о наличии у СК вклада в банке-банкроте, хотя средства в этом кредитном учреждении страховщик никогда не размещал. «Страховщику “рисовали” активы, которых не было. Чаще всего это касалось каких-то кэптивных банков, с менеджерами которых можно было договориться», - рассказал LB.ua собеседник, знакомый с ситуацией, но не пожелавший называть свое имя.
Участники рынка вспоминают, что менеджеры ряда кредитных учреждений, среди которых были, например, Фидобанк и банк «Хрещатик», агитировали страховщиков разместить депозиты еще в конце 2015 года. Заманивали, в первую очередь, более высокими процентными ставками и лояльными условиями размещения средств – возвращать депозит обещали по первому же требованию.
По данным Нацкомфинуслуг, именно в банках размещена существенная часть активов страховых компаний: 12,6 млрд грн, или 34,6% (данные на 1 января 2016 года) – на депозитах, еще 2,54 млрд грн (7%) – средства на текущих счетах.
Нелегкий путь к деньгам
За более чем два года очистки банковской системы страховщики уже использовали целый арсенал доступных им средств для возврата вкладов из неплатежеспособных учреждений. Например, летом 2014 года Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) разработала проект закона «О внесении изменений в некоторые законы относительно системы гарантирования страховых резервов, размещенных страховщиками на текущих и депозитных счетах». В нем предлагалось дать преференции страховщикам, чьи средства «зависли» на счетах в неплатежеспособных банках: временный администратор должен возвращать эти вложения вне очереди. Этим же документом предлагалось разрешить Нацкомфинуслуг обращаться к Нацбанку с просьбой предоставить рефинансирование проблемному банку, чтобы таким образом спасти средства СК.
Тогда акцент страховщики делали на том, что средства в банках – это не их личные средства, а деньги клиентов, в том числе физлиц, а значит они должны если не гарантироваться государством, то хотя бы возвращаться в первую очередь. Если есть, из чего возвращать. Правда, проект закона не просто не попал в Верховную раду, он даже не был поддержан регуляторами (Нацкомфинуслуг и Нацбанком) и не вызвал интереса у депутатов, которые могли бы его пролоббировать.
Отдельные компании самостоятельно решили отстаивать права в судах. Например, «Граве Украина страхование жизни» пыталась вне очереди вернуть вклад на 10,79 млн грн, размещенный в ЭРДЭ Банке в апреле 2012 года, за полгода до введения временной администрации. Окружной административный суд Киева в январе прошлого года признал, что средства в банке являются средствами физлиц-страхователей по договорам долгосрочного страхования жизни компании «Граве Украина страхование жизни», поэтому ликвидатор обязан вернуть эти вложения вне очереди – на них должны распространяться гарантии Фонда гарантирования вкладов.
Примечательно, что юридической возможности вернуть эти средства у ликвидатора не было. Фонд возвращает физлицам средства на основании заключенных ими же договоров. В случае со страховой компанией вкладчиком является юрлицо. Более того, при составлении ликвидационного баланса было учтено заявление «Граве Украина страхование жизни» и ее требования были отнесены к седьмой очереди кредиторов. И возражений по этому поводу у страховщика не было, то есть компания признала, что размещала средства как юрлицо со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, в начале 2016-го в спор между страховщиком и ликвидатором ЭРДЭ Банка вступила Генпрокуратура. «Реализуя конституционную функцию представительства государства в суде и занимая принципиальную позицию, органы прокуратуры проводят работу по недопущению взыскания денежных средств из ФГВФЛ вопреки очередности удовлетворения имущественных требований к банкам, которые находятся в стадии ликвидации», - заявили тогда в ведомства. Прокуратура города Киева обжаловала все принятые в рамках этого дела судебные решения в кассационном порядке и уже 20 января Высший административный суд Украины отменил эти судебные решения и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. «Граве Украина страхование жизни» пока деньги не получит.
В Нацкомфинуслуг признают, что в нынешней ситуации шансы страховщиков вернуть средства из банков-банкротов минимальны.
Статистика Фонда гарантирования вкладом физлиц неутешительна: активов банков по факту едва хватает, чтобы рассчитаться с кредиторами первой-третьей очереди: Нацбанком, государством и самим Фондом, который выплачивает средства вкладчикам-физлицам. Как рассказывал заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов Андрей Кияк, «у нас по пальцам можно пересчитать банки, где мы можем начать выплату именно четвертой очереди». Четвертая очередь – это вкладчики-физлица с депозитами свыше 200 тыс. грн. «Но никак не доходим до седьмой очереди, куда попадают юрлица», - заявлял он.
Чтобы обезопасить страховые компании на будущее, Нацкомфинуслуг уже ужесточила требования к активам, которые можно учитывать в покрытие резервов. Соответствующее распоряжение №396 от 23 февраля 2016 года вступило в силу 12 мая. В частности, активы в 100% объеме учитываются только в банках с рейтингом не ниже ВВВ. При этом в банке в рейтингом ААА можно хранить не более 25% резервов СК, а с рейтингом А- - уже не более 10%.
Впрочем, прямые финансовые убытки – не единственные потери страховщиков в связи с массовым выводом с рынка неплатежеспособных банков. «Страховщики теряют от бездумного и хаотичного закрытия банков чуть ли не больше всех и несколько раз», - рассказывает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский. Первый раз они несут потери как вкладчики банков: СК не могут не держать средства на счетах и депозитах.
«Деньги – наши «основные фонды». Кроме потерь денег мы не можем получать доходность с них, а она заложена в расчеты выплат по долгосрочным договорам страхования жизни и пенсий», - объясняет Вячеслав Черняховский. По классификации Нацкомфинуслуг, депозиты и текущие счета являются одними из наиболее надежных финансовых инструментов. Кроме того, страховщики теряют банки как клиентов, которые страховали свое имущество, хранилища, банкоматы, карточки, кредитные и финансовые риски, а также банки как провайдеров страховых продуктов. При выдаче кредитов банки требовали от заемщиков страховать имущество, приобретаемое в кредит, а иногда и жизнь и здоровье самого заемщика.
«В таких условиях с кредитованием как сейчас в стране скоро нечего страховать – нет залогов, ипотеки, нет покупки новых автомобилей, оборудования, сельхозтехники», - говорит Черняховский.
В Нацбанке и Фонде уверены, что никаких законных оснований для смены очередности кредиторов нет. Более того, такое решение не может приниматься нормативно-правовыми актами Нацбанка или Нацкомфинуслуг. Для этого нужно вносить изменения в закон о системе гарантирования вкладов. Однако у страховщиков нет лобби, которое могло бы эти инициативы не то что продвигать, а даже инициировать. Законопроекты, направленные на развитие страхового рынка, уже согласованные с участниками рынка, профильными ассоциациями и регуляторами, годами пылятся в комитетах Верховной Рады. Для того, чтобы обезопасить собственные вложения, у каждой страховой компании должна быть система риск-менеджмента: за все принимаемые решения о размещении средств несет именно страховщик, которому клиенты доверили свои сбережения.