Руководители 12 крупнейших металлургических заводов и горно-обогатительных комбинатов написали письмо премьер-министру Арсению Яценюку, в котором сообщили об угрозе остановке отрасли.
Об этом пишет "Обозреватель".
Причиной предстоящего коллапса промышленники называют решение Министерства инфраструктуры с марта этого года повысить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. Удорожание доставки означает, что продукция предприятий ГМК станет неконкурентоспособной на мировых рынках. Уже сейчас транспортные расходы украинских производителей значительно превышают затраты конкурентов из Австралии, Бразилии и других стран.
"Логистические расходы австралийских производителей при поставках в китайский порт Циндао на сегодня составляют около $9/тонна, бразильских - $12/тонна. В то же время расходы производителей Украины - $22/тонна", - указывается в обращении.
Низкие цены на руду и значительные затраты на транспортировку привели к тому, что большинство отечественных экспортеров сегодня работают в убыток.
"Поднятие тарифов приведет к сокращению производства предприятиями ГМК вплоть до полной их остановки. В железорудной отрасли официально трудоустроено около 50 тыс. человек, для которых эта работа часто является единственным источником семейных доходов", - отмечает в обращении.
В условиях продолжающегося падения цен на железную руду другие страны поддерживают своих производителей. Государства снижают тарифы на перевозку, чтобы снизить себестоимость продукции и сохранить национального производителя. Российский монополист РЖД получил право увеличить размер скидки с 12,8% до 25% для привлечения клиентов. Украинские чиновники действуют в точности наоборот, собираясь повысить тарифы на 15%.
Промышленники обращают внимание премьера, что для поднятия ж/д тарифов отсутствуют реальные экономические обоснования. К примеру, затраты на приобретение дизельного топлива – одна из основных статей расходов "Укрзалізниці" - существенно сократились. Если в первом квартале 2015 года, цена тонны дизеля составляла 16,5 тыс. грн, то на сегодняшний день его можно купить за 11,3 тыс. грн (без НДС). Кроме того, часть доходов "Укрзалізниця" получает в валюте, что позволяет компенсировать рост многих статей расходов госкомпании без повышения тарифов.
Пытаясь избежать объективного анализа необходимости повышения тарифов," Укрзалізниця" не раскрывает показатели своей деятельности, не предоставляет анализ расходов ни по статьям, ни по видам деятельности. Однако судя по заявления руководства "Укрзалізниці", а также представителей Кабмина, госкомпания закончила год практически без убытков – существующий уровень тарифов позволяет железной дороге накапливать средства в фондах капитальных инвестиций. Между тем, суммарный убыток основных грузоотправителей исчисляется десятками млрд грн.
Металлурги призывают премьера ввести мораторий на повышение грузовых ж/д тарифов до стабилизации ситуации на внешних рынках металла и железорудного сырья. В противном случае экономику Украины ожидают "крайне негативные последствия". Придется забыть о поддержании объемов промышленного производства и создании предпосылок для запланированного в 2016 году роста экономики.
Письмо подписали директора "Азовстали", Мариупольского меткомбината, "Запорожстали", Евраз - ДМЗ им. Петровского, Днепровского меткомбината, Южного, Северного, Ингулецкого и Центрального ГОКов, Криворожского железорудного комбината, "Евраз Сухой Балки" и Запорожского железорудного комбината.