ГлавнаяЭкономикаДержава

Налоговый патриотизм

Страна, по уши погрязшая в миллиардных долгах, которые нечем отдавать. Страна, у которой из-за девальвации не хватает долларов, чтобы покупать газ за рубежом. Страна, которая почти потеряла своего основного торгового партнера, свой главный рынок сбыта. Страна, впервые за 70 лет столкнувшаяся с военным конфликтом на своей территории и вынужденная теперь тратить миллиарды гривен на восстановление и поддержку армии. Страна с миллионом вынужденных переселенцев, которых нужно кормить и которым нужно платить из бюджета. Страна, потерявшая 20% экономики, из-за боевых действий на востоке и аннексии Крыма Российской Федерацией.

Фото: www.dyvys.in

Так охарактеризовал Украину ее премьер-министр Арсений Яценюк на специальной пресс-конференции по итогам первых 100 дней правительства. Вряд ли какая-то другая страна мира за последние десятилетия имела кризис такой глубины и напряженности, с каким сегодня столкнулась Украина.

Тем удивительнее, что украинское государство по-прежнему держится на плаву. Внутренний валовый продукт, или размер экономики, в прошлом году сократился, по оценке Национального банка, на 6,7%, хотя наверняка темпы падения могли и должны были быть больше. Достижения Украины отмечают даже в Международном валютном фонде. "В течение последнего года, несмотря на сложные условия, украинская власть... поддерживала крепкую бюджетную дисциплину: дефицит государственного бюджета в 2014 году составлял 4,6 процента ВВП, тогда как плановый уровень – 5,8 процента", - говорила журналистам глава МВФ Кристин Лагард. Удержание бюджетного дефицита в приемлемых рамках – заслуга отнюдь не одной лишь власти, решившейся, наконец, урезать часть раздутых расходов. Если бы не было доходов, и урезать-то нечего было бы.

Постпред МВФ в Украине Жером Ваше прямо говорит: кредит Украина получила благодаря ее налогоплательщикам. "У нас было очень хорошее сотрудничество с главой фискального ведомства, господином Билоусом. У нас была комплексная программа технической помощи с Министерством финансов и Государственной фискальной службы. И мы с нетерпением ждем нового плана реформ для государственной фискальной службы... Мы уже увидели улучшения сбора налогов. Нужны правда жесткие меры по администрированию некоторых видов налогов, чем были до этого. Много было уже сделано, чтобы это сделать", - сказал он на недавней встрече с журналистами.

Из 354 млрд гривен, которые в прошлом году попали в общий фонд государственного бюджета, 315,1 млрд гривен составили налоговые и таможенные сборы. Это на 3,3 процента больше, чем годом раньше То есть сбор налогов не сокращается, а наоборот, растет. Вопреки войне, сокращению объемов промышленного производства на 10,7 процентов, оборота розничной торговли — на 8,6 приоцентов, импорта — на 32 процента, грузовых перевозок — на 10,1 процента, грузооборота — на 10,8%, объемов строительства — на 21,7 процента.

Фото: www.e-go.gr

Основное налоговое бремя в Украине традиционно несет не население, а бизнес. Ему приходится расплачиваться за дешевый газ в конфорках граждан. Ему приходится платить за дешевую электроэнергию для неэкономичных лампочек накаливания в квартирах граждан. Ему приходится субсидировать нерыночные низкие цены на билеты в пассажирских поездах. 152 млрд гривен налога на добавленную стоимость для общего фонда бюджета, 39,8 млрд гривен налога на прибыль, 30,4 млрд гривен акцизного налога, 29,3 млрд гривен ресурсных, рентных и неналоговых платежей, еще целый ряд местных налогов – все это в прошлом году легло на плечи юридических лиц, говорится в отчете ГФС за 2014 год.

Что характерно, около 70 процентов в общей сумме сбора налоговых платежей приходится на представителей крупного бизнеса, или, как они записаны в фискальном законодательстве, крупных налогоплательщиков. К ним, согласно действующим нормативным актам, относятся компании с годовым доходом более 500 млн гривен или же суммой уплаченных за год налогов свыше 12 млн гривен.

Даже если удвоить или утроить количество упрощенцев, представителей небольшого бизнеса, сумма их налоговых поступлений не перекроет поступления от крупных предприятий. Именно на большом бизнесе строится экономика любой страны мира. При этом в Украине количество крупных плательщиков сокращается. В 2014 году в реестр ГФС попало 2121 предприятие, а в этом – только 1978. Основное количество крупных компаний зарегистрировано в Киеве. Донецкая область, ныне частично контролируемая ДНР, была на втором месте.

Что такое крупный бизнес, хорошо познается в сравнении. Сложно поверить, но факт: совокупный бюджет двух крупнейших городов Украины — Киева (24,07 млрд гривен) и Харькова (почти 7 млрд гривен) — в прошлом году был меньше, чем уплатила в бюджеты всех уровней, в том числе в Пенсионный фонд Украины, одна только группа СКМ Ахметова – 32,4 млрд гривен. "Несмотря на крайне тяжелый для общества и экономики страны 2014 год, группа СКМ направила на выплату налогов рекордную сумму - 32,4 млрд грн в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды (это почти 6% от всех налоговых поступлений бюджета страны в 2014 году), вовремя и в полном объеме платила зарплаты, которые на 70% выше средних зарплат по стране, вкладывала средства в обновление наших предприятий. Это – наш вклад в будущее украинской экономики, в будущее Украины", - отмечает гендиректор СКМ Олег Попов. Или, к примеру, крупнейший в Украине банк – Приват – в прошлом году выплатил в различные бюджеты 3,489 млрд гривен. А это почти столько же, как бюджет Днепропетровска (3,476 млрд гривен), и существенно больше, чем бюджет Львова или, скажем, Одессы (2,911 и 2,778 млрд гривен соответственно).

Олег Попов
Фото: comments.ua
Олег Попов

Терять такой ресурс для страны, находящейся на грани экономического краха, - смерти подобно. Государственный бюджет Украины на 2015 год предусматривает резкое увеличение доходов — их общая сумма впервые в истории страны достигнет полтриллиона гривен. Достичь такого роста можно тремя способами: провести эмиссию гривны, увеличить заимствования или нарастатить сбор налогов.

Первый способ самый легкий, но и самый опасный. Он чреват ускорением инфляции, которая в прошлом году и так установила 14-летний рекорд, достигнув почти 25%, а также дальнейшей девальвацией гривны. Долговое финансирование бюджета было бы хорошим выходом для Украины. Половина первого транша МВФ на 5 млрд долларов, полученного на прошлой неделе, уже ушла на покрытие дефицита бюджета, макрофинансовую помощь обещают в Европейском союзе. Но рассчитывать, что другие инвесторы согласятся направлять свои деньги на проедание, не приходится. Выйти самостоятельно на рынок заемного капитала Украина с ее преддефолтными кредитными рейтингами, увы, пока не может. Остается последний способ — сбор налогов, то есть надежда на предпринимателей.

Однако директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец отмечает, что у легального бизнеса по сути больше нет ресурсов для того, чтобы давать в бюджет больше. Поэтому он советует смотреть на "нелегалов". "Улучшение сферы налогообложения тех, кто уклонялся от него. Плюс администрирование. Тот бизнес, который уже платит налоги, у него есть только инфляционный эффект: растут цены производителей, вот и возникает эффект возможности увеличения налогов", - сказал он.

И, конечно, самая больная тема - эффективное использование средств, полученных от уплаченных налогов. Помимо очевидной необходимости борьбы с растратой бюджетных денег и урезания неразумных затрат на содержание госаппарата, власти придется рано или поздно слезать с иглы социального популизма.

Об увеличении бремени экономического кризиса для простого гражданина говорят много и, конечно, справедливо. Но придется признать, что основное бремя увеличения расходов на содержание не слишком ужатых государственных бюджетных расходов ложится на бизнес. А это тормозит экономический рост, как основу будущего роста прибыли, зарплат, налогов и инвестиций.

Было бы слишком глупо окончательно задушить налогами бизнес сегодня, потому что он – единственная надежда на процветание завтра.

В феврале Кабинет министров утвердил обновленный прогноз экономического и социального развития Украины на 2015-2017 годы. В нем три сценария, один другого хуже. Если реализуется "лучший", экономика просядет в этом году еще на 5,5%, если "худший" – на 11,9%. Геец отмечает, что пока все ориентируются на уровень падения на 5-6%, но статистика по промышленности за первые два месяца была очень настораживающей. Вытянуть Украину из этой ямы может только бизнес, считает гендиректор СКМ. "Сегодня экономика в Украине – это реальная сила. Единственная сила, способная дать стране ресурсы для выживания и для будущего роста", - уверен Попов.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram