21 марта в пять утра неизвестные с красными лентами на рукавах, вооруженные автоматами и пулеметами зашли на запорожскую промплощадку, куда свозят шлаковые отвалы местные гиганты – «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь». Расставив огневые точки, они блокировали часть территории Черной горы – городскую землю, и часть отвалов «Днепроспецстали» на Балке средней. Представившись «Правым сектором», бойцы заявили, что будут охранять отвалы от «бандитов Януковича», которые там промышляют. Очевидно, имелись в виду люди Хомы – мелитопольского бизнесмена Александра Хоменко, того самого, чьи компании по контракту с «Днепроспецсталью» до недавнего времени работали на отвалах.
Милиция и спецназ выехали на место происшествия, беспрепятственно зашли на территорию, поговорили с захватчиками, поглядели на пулеметы, покачали головами, и уехали.
Что, по сути, произошло? Похоже, был реализован информационный повод: из-за нехватки официальных данных, новость о появлении вооруженных лиц неподалеку от земли «Запорожстали», превратилась в «”Правый сектор” захватил “Запорожсталь”!». Пресс-служба завода тут же заявила, что полностью контролирует свою территорию, и никто на нее не пытался посягнуть, но на фоне скандала тема отвалов уже вновь стала актуальна и потребовала системного решения.
27 числа навести порядок вызвался прокурор области Александр Шацкий. «Почему у вас не возникнет желание сделать коммунальное предприятие по разработке этих отвалов, и наполнять город деньгами? – Поставил господин Шацкий вопрос ребром. – Почему там бандиты сегодня? В прямом смысле бандиты, в масках и с автоматами». Итак, коммунальное предприятие.
Как ни странно, бандиты в масках и с автоматами во время выступления прокурора, продолжали греться на солнце на Черной горе. Милиция только спустя неделю после их появления возбудила дело по факту «препятствования законной предпринимательской деятельности», до этого следствие было занято более важным делом: по словам самого Шацкого, выясняли принадлежность захваченного участка. «Вы знаете, чья земля занята сегодня на отвалах? Вы знаете, на чью землю вошел вооруженный контингент? – возмутился 27-го прокурор, когда проверка была окончена. – Это земля запорожской городской общины».
Одновременно с заявлением Александра Шацкого «Правый сектор» официально открестился от бойцов, захвативших отвалы – когда дело было сделано, они стали не нужны.
А что же было сделано? Сначала создана проблема, а затем – найдено ее решение. Одни проблему создали, другие решили. Отобрать территорию у бизнесменов, кем бы они ни были, если работают по законным договорам, силовики не могли. Зато у «бандитов в масках с автоматами» – не только могли, – обязаны были. Теперь милиция охраняет Черную гору. Или, другими словами, – заняла Черную гору.
Остается только вопрос: зачем? Ответ на него не очевиден. Богатство шлаковых отвалов – это миф. Самое ценное, что есть на Черной горе сегодня, по словам местных работников, – это жалкие остатки феррохрома. Розничная цена за килограмм на приемных пунктах, 22-24 гривны. Все. Отвалы перебирались несколько раз. Бронза, медь, латунь, алюминий, нержавейка, ферромарганец остались там в таких крошечных фракциях, что их добыча не окупается. Именно поэтому заводы сами не перерабатывают отвалы. Ни «Запорожстали», ни «Днепроспецстали» это не выгодно.
Единственная ценность отвалов на сегодняшний день, это их роль в старой воровской схеме: металлопрокат под видом шлака ссыпается на отвалы, а уже оттуда вывозится и продается. Именно так они использовались в нулевых. СМИ упоминают в качестве идеолога и руководителя этого процесса зятя бывшего начальника Заводского райотдела милиции Виктора Дейнеги – Игоря Дейнегу.
Особенность его подхода, по рассказам бывших работников отвалов, заключается в том, что Дейнега вербовал на заводе работников низшего и среднего звена. И тут следует отдать должное его упорству, ведь для осуществления каждой операции необходимо задействовать около 15 человек: сторожей, диспетчеров, водителей тепловозов, весовщиков и других. Вторая особенность – Игорь Дейнега никого не оставлял без вознаграждения, в особенности руководство правоохранительных органов.
Их роль в схеме – ключевая. Известно, что при желании попытку вывоза проката с отвалов можно легко обнаружить и пресечь. В общем, без поддержки силовиков Игорь Дейнега закончил бы там же, где начал.
Кому же они подчинялись в тот период? Прокуратурой за время хозяйствования Дейнеги на отвалах руководили разные люди, среди уже упомянутых в статье – Александр Шацкий, в период с 2005 по 2006 года. Милицию с 2006-го по 2007-й, и затем с 2008-го по 2010-й возглавлял Виктор Ольховский. В перерыве – с 2007-го по 2008-й его сменял Александр Шмитько, недавно назначенный начальником областного СБУ. Заявляли ли они тогда о необходимости освободить отвалы от бандитов? Не заявляли. Говорят об этом сейчас.
Золотые времена Дейнеги закончились в августе 2012-го после смены собственников «Запорожстали». Новый менеджмент завода ликвидировал упомянутые схемы, что, с одной стороны, привело к скачку прибыли, с другой – к банкротству целого социального слоя. Можно только представить себе, сколько людей участвовали в работе организованной преступной группы, и какие деньги вращались вокруг завода, если новая политика «Запорожстали» привела к обвалу рынка товаров категории «люкс» в целом городе. Магазины дорогих швейцарских часов, салоны роскошных автомобилей, турагентства, возившие на Мальдивы, все стали жаловаться на резкий отток клиентов.
Лишь спустя два года оказавшиеся на улице торговцы металлом оправились от удара и опять начали поднимать головы. В 2013-м начальника одного из управлений «Запорожстали» во дворе дома жестоко избили обрезками труб, начальника одного из цехов избили на улице «четверо неустановленных лиц», начальнику другого сожгли автомобиль. Милиция, как и следовало ожидать, ни одного из дел о нападениях на сотрудников завода не раскрыла, но и своего воры не добились. Показательно, что нынешние захватчики отвалов аккуратно обошли те участки, которые контролирует «Запорожсталь» – боятся.
Пакета документов о создании коммунального предприятия в органах местной власти еще не видели. Зато видели на отвалах Игоря Дейнегу. Работники заводов, заставшие времена его активной деятельности, считают это закономерным, ведь без человека, знающего технологию вывоза и продажи металла на черном рынке, захватывать шлаковые отвалы, это то же, что захватывать кондитерскую без кондитера: охранять от бандитов остатки черствых пирожных на прилавке.