В вопросе, кто должен играть большую роль в развитии железнодорожного транспорта — государство или частный бизнес — нет простого решения.
Об этом в ходе Первого международного форума «Транспортная инфраструктура Украины» заявил руководитель направления энергетики и инфраструктуры ЕБРР в Украине Марк Магалецкий.
«Каждая страна подходит к этой проблеме по-своему, вариантов очень много. И Украине необходимо принимать свое решение», - сказал он.
По мнению Магалецкого, в каждом таком случае нужно оценивать реальность воплощения в жизнь той или иной идеи. «Вопрос еще в том, что может взять на себя рынок. Не исключено, что какие-то виды деятельности ему покажутся неинтересными. Государство решит, а никто не придёт. Простого ответа на этот вопрос, к сожалению, нет», - подчеркнул представитель ЕБРР.
В отношении же тех социальных функций, которые по-прежнему выполняет железная дорога в Украине, Марк Магалецкий отметил, что здесь должно быть принято политическое решение.
«У нас вся экономика «перекошена» - не только в транспорте. И в энергетике, в коммунальном хозяйстве идет субсидирование тарифов для населения за счет коммерческого сегмента. К примеру, в настоящее время грузовые перевозки субсидируют пассажирские. Естественно, это приводит и к непривлекательности самих пассажирских перевозок, и к недоинвестированию получаемых доходов в развитие железнодорожной отрасли», - подчеркнул эксперт.
По мнению Марка Магалецкого, этот перекос может устранить только государство. «Мы устраняем это, или загоняем болезнь внутрь? Потому что природу экономики не обманешь. Нельзя бесконечно долго держать пассажирские перевозки на искусственно низком уровне, запуская другие проблемы — то, что происходит сейчас. В данном случае возможно только политическое решение», - считает он.
Ранее Укрзализныця неоднократно заявляла о том, что выполнять функции социального перевозчика (учитывая пассажирские тарифы, регулируемые государством) ведомство может только при условии государственного участия в обновлении подвижного состава.
«Укрзализныця уже более 20 лет тянет на себе груз перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, жертвуя при этом возможностями инновационного развития. Данная политика приводит к многочисленным частым расходам на ремонты той техники, которая по всем законам уже давно должна быть списана: срок службы «уставших» вагонов и локомотивов невозможно продлевать бесконечно. Ведь все равно придется закупать новую технику, которая в первые годы требует лишь плановой диагностики и замены комплектующих, то есть вложений – на порядок ниже», – заявлял экс-глава «Укрзализныци», ныне министр инфраструктуры Украины Владимир Козак.