ГлавнаяЭкономикаБізнес

Чем закончится банкротство "Аэросвита"?

Десятки отмененных рейсов, сотни разъяренных пассажиров в различных аэропортах мира и… перспектива продолжения этого в течение ближайших месяцев. Таковы последствия финансового коллапса в крупнейшем украинском перевозчике «Аэросвите». Эксперты же расходятся во мнении по поводу разрешения проблем – слишком много «белых пятен» в этой истории. А авиакомпания подозрительно сдержана в комментариях.

Фото: www.mediaport.ua

Проблемы в авиакомпании начались не вчера. Еще в 2008 году пилоты грозили забастовкой в связи с задержками по выплате зарплаты. В 2009 году ряд экспертов прогнозировали более серьезные проблемы в связи с финансовым кризисом. Но как-то обошлось.

В 2012 году серия скандалов с блокированием рейсов авиакомпании то аэропортом Борисполь, то Украэрорухом или другими структурами выглядели также "проходными". Мол, обыкновенный хозяйственный спор, кто-то недоплатил, кто-то не правильно посчитал – разберутся. Но в начале декабря на рынке начали ходить совсем нехорошие слухи. Пессимисты поговаривали, что дело может закончиться и банкротством. К концу месяца слухи подтвердились… Теперь многие операторы рынка ломают голову над последствиями – чем закончится история с банкротством и кто займет место «Аэросвита»?

Складывающейся вокруг «Аэросвита» ситуации есть два основных объяснения: официальное и неофициальное.

Официальное объяснение

Если верить пресс-релизам авиакомпании и скудным комментариям чиновников, то произошел стандартный технический дефолт авиакомпании. В условиях мирового кризиса и сезонного спада объемов перевозок произошел так называемый «кассовый разрыв» и компания вынуждена была искать нестандартные решения. Контрагенты не стали входить в положение и потребовали незамедлительного погашения всех долгов, что привело к многочисленным скандалам в различных аэропортах. Ситуацию усугубила неправильная трактовка в СМИ информации о начале процедуры банкротства и санации «Аэросвита». Итак имеем, согласно определению Хозяйственного суда Киевской области, задолженность предприятия по состоянию на 27 декабря 2012 года превысила 4,27 млрд грн, при общей балансовой стоимости активов в 1,467 млрд грн.

"С учетом вышесказанного, должник не имеет возможности погасить существующую задолженность перед всеми кредиторам одновременно, а удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности выполнения денежных обязательств должника в полном размере перед другими кредиторами, в связи с чем последний и обратился в суд", – говорится в определении. Особо отметим, что это только начало сложного пути. Как известно в Украине дела по банкротству могут длится годами, поэтому некогда крупнейший авиапервозчик страны может переживать «финансовую турбулентность» еще долго.

Фото: comments.ua

Пока же в компании началось сокращение персонала и перевод части парка самолетов партнеру - компании «Международным авиалиниям Украины». "В целом программа предусматривает значительное сокращение операционных затрат "АэроСвита" и его постепенный выход из зоны убыточности. Часть операций будет передана на аутсорсинг, вследствие чего изменится структура авиакомпании. Произойдет ее реорганизация и сокращение штата. В связи с запланированным сокращением персонала сотрудники авиакомпании в соответствии с национальным трудовым законодательством должны заблаговременно получить предупреждения об увольнении в связи с реорганизацией. Поэтому предоставление таких предупреждений департамент трудовых ресурсов компании начал уже в декабре. Далее администрация "АэроСвита" проведет весь комплекс мер, предусмотренный трудовым законодательством в случае реорганизации предприятия", — говорят в пресс-службе "АэроСвита".

Также МАУ получил от "АэроСвита" и ряд направлений. 11 февраля начинается выполнение регулярных рейсов между Киевом и Баку, а 13 февраля - между Киевом и Ереваном. На очереди целый список маршрутов - Копенгаген, Стокгольм, Ларнака, Афины, Салоники, Батуми, Костанай, Караганда, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижневартовск, Краснодар, Сочи, Калининград, Бишкек, Минск, Кишинев, Варшава, Прага, Вильнюс. В общем все «сладкое».

Параллельно профилактическую работу с "АэроСвитом" провел регулятор. Госавиаслужба добилась от авиакомпании гарантий выполнения пока что рейсов по Украине в Ивано-Франковск, Днепропетровск, Донецк, Львов, Одессу и Симферополь. Часть оставшихся международных рейсов перевозчик будет выполнять совместно с МАУ. Однозначно известно, что "АэроСвит" лишится маршрутов в Варшаву, Минск, Бухарест, Копенгаген и региональных рейсов в Тель-Авив.

Фото: Макс Левин

Неофициальная версия

Неофициально большинство опрошенных экспертов считают, что истинная причина не в финансовом кризисе и ухудшении ситуации на рынке. Более вероятным выглядит версия разборок акционеров и давления на них со стороны некой третьей силы, которая хочет получить контроль над рынком. Косвенно об этом говорят множество факторов.

  • "Дружба" "АэроСвита" и МАУ начала активно развиваться в прошлом году, сразу же после появления кулуарной информации о якобы скупке акций МАУ структурами близкими к группе «Приват», последний, как известно, контролирует альянс авиакомпаний "АэроСвита", «Донбасаэро», «Днеправиа», а также авиакомпанию «Роза ветров». Еще несколько лет назад "АэроСвит" и МАУ вели себя как кошка с собакой и тут такая дружба и взаимопомощь – совместное обслуживание рейсов, перевод части персонала из одной авиакомпании в другую и т.д.. Видимо, после консолидации активов, некто из сильных мира сего захотел получить такой интересный объект. И тут был сделан ход конем – объявление о банкротстве – если хотите взять, берите, только не подавитесь суммой долга.
  • В подтверждение этой версии также эксперты обращают внимание на сумму задолженности, из-за которой объявлена процедура банкротства, - она составляет 4,27 млрд. грн. на "АэроСвите" и еще 400 млн. грн. на «Донбасаэро». Структуру долга никто не расшифровывает. Как долго она копилась также информации нет. Странно, что она «всплыла» только сейчас. Если учесть тот факт, что в последние несколько лет скандалы по долгам "АэроСвита" возникали вокруг сумм в 5-10 млн. грн., то кредитор с миллиардными долгами выглядит фантастически. Вероятнее всего кредитором окажется одна из компаний, которая предоставляла в лизинг самолеты авиакомпании. Вполне возможно, что ими окажутся оффшорные структуры, близкие к группе «Приват» или менеджменту авиакомпании, при этом ставки лизинга будут гораздо выше среднерыночных.

Что дальше?

Пока не назначена процедура санации прогнозировать ситуацию сложно. Вероятнее всего на "АэроСвите" останутся дальнемагистральные рейсы. Просто передать их кому-то другому достаточно сложно и организационно и бюрократически. Необходимо будет переписывать межправительственные соглашения и перестраивать работу различных служб. Но все будет зависеть от результатов переговоров между акционерами. Захотят ли они оставить за собой проблемный актив или сделают из "АэроСвита" «Авиалинии Украины» №2», т.е. структуру с гигантскими долгами, которая выполняет несколько рейсов и постепенно гасит долг, который ей не под силу погасить.

Вячеслав КоноваловВячеслав Коновалов, эксперт общественной кампании "Евро-Патруль"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram