Николай Азаров и Виктор Янукович не сильно изменили украинскую экономику за два года
«Папередники» и «паслидовники»
Благодаря власти грехи «папередников» мы знаем наизусть. Обрушилли ВВП в 2009 году до минус 14,8%. Ослабили гривну на 60% с 5 до 8 единиц за доллар. Нахватались долгов «как сучка блох», по смелому выражению экс-президента Виктора Ющенко. Госдолг Украины (в том числе гарантированный) вырос с 20% до 34,8% от ВВП за 2009 год. Не говоря уже о дыре в бюджете в 35,5 млрд гривен или 3,9% ВВП (данные Минэкономики). А рост безработицы, падение зарплат, подписание невыгодного для Украины газового контракта экс-премьер-министром Юлией Тимошенко...
Но чего достигли «паслидовники»?
Экономика едва-едва восстановилась до прежнего уровня (рост в 4,1% ВВП в 2010 году и в 5,2% ВВП в 2011 перекрыл глубокое падение 2009 года) — и замерла. В этом году роста не будет. Нацбанк с трудом поддерживает гривну — резервы с начала года сократились с $31,8 млрд до $25,3 млрд в декабре. При этом курс все равно просел на 10 копеек до 8,1 гривен за доллар. Правительство собирается выйти к концу года на госдолг в размере 36% к ВВП, но вряд ли уложится в эти рамки. А дефицит госбюджета составит не меньше 75 млрд гривен или 5,3% от ВВП (оценка Concorde Capital на основе данных Госказначейства на 4 декабря).
По сути за два года президентства Виктора Януковича и его окружения (т.н.«Семьи») ситуация в экономике мало изменилась. Не для отдельных олигархов, конечно, а для страны в целом.
Перед Украиной стоят те же вызовы, что и в 2009 году. Бюджет пуст, стабильность гривны призрачная, ни одна реформа не доведена до конца — ни административная, ни пенсионная, ни судебная, ни налоговая. МВФ не хочет с нами говорить, газ все так же дорог. А в будущем году кредиторам надо вернуть $9 млрд, не говоря уже о зарплатах и пенсиях, медицине и образовании.
Можно было бы продать несколько крупных госкомпаний, как уже продали «Укртелеком», и наполнить казну. Но кто же будет отдавать добро в чужие руки? А свои уже и так скупили все, что могли. Не случайно же Ринату Ахметову и Дмитрию Фирташу так везло на приватизационных аукционах.
Снова размещать долговые бумаги в долларах под сумасшедшие 7,8% годовых на 10 лет, как это уже было сделано в ноябре на $1,25 млрд, - тоже не вариант. Посчитайте, какая будет в итоге переплата.
На перекрестке
Остаются два источника денежных поступлений: МВФ и Россия (Таможенный союз).
В первом случае надо будет проводить реформы. Повышать цены на бытовой газ и отопление, точечно помогать беднякам, сокращать дефицит бюджета, отпускать гривну и распродавать национализированные в кризис банки.
В случае вступления в Таможенный союз придется закрывать рынок от Европы и ориентироваться на Кремль в политических вопросах. Возможно, делиться какими-то активами (ГТС, земля и проч.).
Деньги МВФ пойдут в резервы НБУ. Возможно, часть поступит в бюджет на погашение прежних долгов перед Фондом. Но олигархам и чиновникам ничего не достанется. Более того, им придется отказаться от коррупционных схем с дешевым газом, которые существуют сегодня (см. The Economist). Исчезнет возможность тратить колоссальные деньги на поддержку национализированных банков. Придется внедрять энергоэффективные технологии в бизнесе, решать проблемы ЖКХ.
Таможенный союз денег не даст, но даст скидку на газ. Проблемы отпадают сами собой: дефицит бюджета сокращается, об энергоэффективности думать не надо, все схемы с компенсацией льгот и дешевым газом остаются. Но что взамен? ГТС, русский язык, Южная Осетия и Абхазия? Вариантов много, и все они обсуждаются.
Лучшим выходом для «Семьи» была бы прежняя многовекторная политика. И деньги от МВФ получать, и реформы не делать. И дешевый газ, и без уступок Кремлю. Но когда вопрос ставят ребром, приходится выбирать. И тогда Янукович надевает свой парадный костюм и летит в Москву.