ГлавнаяЭкономикаБізнес

Почему Таможенный союз выдыхается

Таможенный союз сегодня объединяет три государства: Россию, Беларусь и Казахстан. И Украину очень настойчиво зазывают в этот клуб постсоветских стран. Economist Intelligence Unit, подразделение британского журнала The Economist, обнародовало свежие данные о торговле внутри Таможенного союза. Оказалось, что на третий год существования организации эффективность объединения заметно снизилась (перевод - Slon.ru).

Таможенный союз начал приносить плоды России
Фото: EPA/UPG
Таможенный союз начал приносить плоды России

Взаимный экспорт ТС увеличивался на 30–35% в первые два года, однако в первых трех кварталах 2012-го рос втрое медленнее, если сравнивать с показателями того же периода 2011 года (см. таблицу ниже). А экспорт из Казахстана в страны-партнеры вовсе упал почти на 10% против роста на четверть годом ранее.

Та же история с импортом. Беларусь и Казахстан увеличили в первые девять месяцев текущего года импорт из России на 18,2% и 6,9% соответственно. Однако импорт из двух стран в Россию, напротив, провалился на 36%. Общий товарооборот России с двумя «братскими республиками» снизился на 5%.

В 2012 году Беларусь и Казахстан резко снизили поставки в Россию
В 2012 году Беларусь и Казахстан резко снизили поставки в Россию

Economist Intelligence Unit выдвигает две версии, почему так могло случиться.

Несовершенство институтов

Таможенные тарифы не до конца унифицированы на всей территории ТС. Страны могут вводить тарифные льготы с согласия друг друга, а Россия продолжает взимать пошлины на вывоз товаров со своей территории, в частности нефти. Только товары, произведенные на территории одной из стран тройки, могут свободно пересекать госграницы: грузинское вино, ввезенное в Беларусь, в Россию импортировать запрещено. Также Россия вводила полный запрет на вывоз со своей территории зерна в 2010 году. 

Структура экономики

Структура экономик тройки стран далека от европейской. Россия и Казахстан живут прежде всего за счет экспорта полезных ископаемых, Беларусь – за счет экспорта промпродукции (машины, продукты питания), объем которого в сравнении с российским нефтяным потоком невелик. В то время как ЕС создавался на основе индустриальных стран с похожей структурой экономик.

Благодаря этому в единой Европе стала возможна микроспециализация государств-партнеров и построение работающих промышленных цепочек поставок на территории нескольких стран, а не секторная специализация по широким секторам экономики (вроде "ты, Россия, добывай сырье, а ты, Беларусь, будешь заниматься промышленностью"). Промышленные соглашения между странами вроде бы есть, но они не связаны с технологически развитыми отраслями и мало способствуют более глубокому разделению труда между участниками. 

**

Если первая из указанных причин, пишет журналист издания Slon, – сугубо техническая (сказывается то ли реальная сложность процесса интеграции, то ли недостаток политической воли), вторая – фундаментальная и вызывает в памяти порядком поднадоевшие за последнее время призывы к диверсификации сырьевой экономики. Как бы то ни было, Таможенный союз в его нынешнем виде никак не помогает решить эту проблему.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram