ГлавнаяЭкономикаДержава

Наталья Емченко: «Закупки СКМ – один из мощнейших инструментов по стимулированию национальной экономики»

На прошлой неделе группа СКМ объявила о том, что меняет свою политику корпоративных закупок, ориентируя ее в большей степени на отечественные предприятия малого и среднего бизнеса. Как написала в своем блоге директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ Наталья Емченко, группа отныне собирается уделять больше внимания и средств не просто небольшим предприятиям, но и индивидуальным мастерам, производящим уникальную продукцию. Сейчас, на первой стадии реализации программы, видны лишь ее общие очертания. Однако уже известны первые бенефициары – ими окажутся украинские стеклодувы, у которых группа Рината Ахметова закупит сувенирную продукцию для подарков своим партнерам на новогодние праздники.

В интервью LB.ua Наталья Емченко рассказала, для чего СКМ нужны отечественные гутники, какие еще мастера могут рассчитывать на поддержку группы, и чем бизнес богатейшего человека Украины похож на Boeing и Nokia.

Не секрет, что бизнес всегда старается идти по пути наименьшего сопротивления, и купить в Китае или Турции, продав затем в Украине проще, чем производить самому или искать производства по стране. Будет ли пример СКМ в закупочной политике достаточным стимулом, чтобы преодолеть привычку "не напрягаться"?

Во-первых, напомню, что СКМ –  украинский бизнес, который уже давно работает за пределами нашей страны. Это дает нам возможность, с одной стороны, понимание того, как работают самые продвинутые компании в мире, а во вторых – что из их идей и подходов будет работать в Украине.

Во-вторых, СКМ – это бизнес, который много и системно, как вы говорите,  «напрягается» - инвестирует в украинские предприятия, в украинские города и регионы. И поэтому для нас совершенно естественным стало желание «напрячься еще немного» и попробовать применить принципиально новый подход при закупке наших подарков: покупая подарки, создавать для их авторов и создателей, для украинских мастеров новые рынки сбыта.  Создавать для них принципиально новые возможности. 

Для того чтобы выполнить поставленную задачу, мы, прежде всего, посмотрели на то, как мы выбираем наши корпоративные подарки. Оказалось, что, как правило, мы идем по стандартному пути – работаем с крупными поставщиками, которые привозят львиную долю своего ассортимента из-за границы. Не всегда уникальные, не всегда – с душой.

После внутреннего обсуждения мы решили – хотим найти достойную замену внутри Украины. Критерии поиска заложили такие: подарки должны делаться в Украине, должны делаться руками мастеров, а не промышленным способом, и самое главное - должны нести в себе идею и одновременно – тепло. 

Так мы начали «шерстить» украинский рынок, искать уникальных украинских мастеров. От этого «напряжения» мы получаем огромное удовольствие, а главное – мы получили результат, который превзошел все ожидания. Эту практику мы постараемся внедрить на всех активах нашей группы. И верим, что нас в этом начинании поддержит и остальной украинский бизнес.

Что еще привлекло ваше внимание в процессе выбора подарков, какие мастера, какие отрасли? И будут ли похожие программы распространяться на них, прежде всего по выходу на рынки сбыта?

Как я уже говорила, мы искали что-то особенное, по-настоящему теплое, с душой. Поэтому наше внимание привлекли, например, работы украинских мастеров пэчворка (речь идет, прежде всего, об одеялах) и  гончарного искусства. Но в этом году мы все же решили остановиться на уникальных работах украинских гутников.

Что же касается наших будущих планов, то они есть и очень большие. Уже в этом году мы хотим провести интерактивный опрос, в ходе которого все желающие смогут рассказать нам и друг другу об уникальных украинских мастерах, чьими работами можно по-настоящему удивить. Вызвавшие наибольший интерес работы будут включены в нашу программу «Формула развития», в рамках которой мы собираемся через новую политику закупок помогать украинским производителям в промоутировании их продукции и поиске новых рынков сбыта.

Как люди практичные, вы не могли не оценивать перспектив производства гутного стекла, даже с учетом того, что это творчество. Каковы они?

Поначалу мы просто влюбились в изделия гутников и загорелись желанием подарить их своим партнерам (посмотреть на работы стеклодувов можно на странице проекта в Facebook – ред).

И только затем, в процессе реализации проекта, мы смогли оценить сложности, с которыми сталкиваются украинские стеклодувы. Это и отсутствие качественной технической базы и печей, и высокие арендные ставки, и отсутствие уже готовых каналов продаж изделий гутников в Украине и за рубежом. К слову, цены на готовую продукцию украинских гутников значительно ниже европейских.

Что мешает стеклодувам (и вообще мастерам) зарабатывать и продвигать свои произведения за пределами Украины?

Главная помеха в том, что продукция украинских мастеров практически не известна за пределами Украины. Для увеличения узнаваемости и привлечения интереса нужны квалифицированные специалисты по продвижению и значительные инвестиции. Ни того, ни другого у наших мастеров зачастую нет. И именно с этим мы собираемся помочь им.

Фото: www.flickr.com/photos/scm_photos

Не задумывались ли вы о том, чтобы создать отдельное большое направление, которое вполне могло бы составить конкуренцию проектам по продвижению современного искусства Пинчука или Arsenale?

Насколько я знаю, идеи проектов, о которых вы говорите выше – открывать мир для Украины. Причем в основном речь идет о мире искусства. Мы же говорим о том, чтоб открыть Украину миру. Это, на мой взгляд, принципиально другой подход. Мы хотим привлечь внимание к работам украинских мастеров. Мы хотим использовать это внимание для увеличения продаж их продукции, для привлечения инвестиций в их производство и, как следствие, в создание новых рабочих мест. Для создания новых возможностей уже сегодня.

Более того, мы хотим помочь украинским мастерам найти ту самую «формулу развития», которая поможет мастерам выйти на устойчивый рост, получить новые каналы продаж, а значит – новые источники для заработка.

Понятно, что каждый человек – такова уж человеческая природа - всегда хочет получить рыбу. Но все-таки намного правильнее дать ему не рыбу, а удочку. Ну, и научить удить, конечно же.

В этой связи, программа «Формула развития» является только составной частью нашей общей политики, направленной на развитие бизнес среды и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в Украине. В первую очередь, через нашу закупочную деятельность.

В японской практике работы крупных корпораций долгое время использовался принцип привлечения маленьких мастерских, которые изготовляли отдельные несложные элементы. Например, выхлопные трубы к мотоциклам Kawasaki. Говоря о развитии множества мелких предприятий под сенью большого бизнеса в Украине, Вы имеете в виду нечто похожее?

В большом смысле – да. Мы четко осознали, что закупки – это один из наших мощнейших инструментов по стимулированию национальной экономики. Уже сегодня ежегодные закупки группы СКМ составляют миллиарды долларов. Это означает, что через закупки мы можем изменить в стране многое. А значит – что нам не все равно, как мы делаем закупки, кого выбираем в качестве поставщиков.

Мы – как большой дуб, под сенью которого всегда создается живительная почва и для других. И мы очень хотим, чтоб под этим дубом росли сильные, красивые, здоровые растения. Думаю, идея японцев очень близка.

Но есть, безусловно, разница в подходах. Чего хотим мы -  стимулировать малый и средний украинский бизнес принимать участие в тендерах на поставку товаров и услуг на наши предприятия и развивать у себя необходимые компетенции и подходы. Самые разные – и простые, и сложные, и традиционные, и инновационные. А делать это мы собираемся через использование простых и понятных правил и процедур. Через формирование прозрачных требований к подрядчикам и критериев к ним, через нашу готовность помогать подрядчикам развивать у себя необходимые компетенции. Многое из этого делается уже сейчас, но мы понимаем, что потенциал у этого инструмента – огромный и на сегодня используется всего лишь частично. А мы хотим использовать его на полную.

Расскажите, пожалуйста, немного подробнее об инвестициях «в развитие регионов присутствия и бизнес-среды».

Я попробую. Особенностью инвестиций в развитие регионов присутствия и развитие бизнес среды являются то, что основные их благополучатели  не работают на предприятиях группы. Это жители городов, с которыми мы подписали Программы социального партнерства. Это студенты и школьники, участвующие в наших образовательных проектах. Это владельцы и работники малых и средних предприятий, работающих с нами. Перечислять можно долго, вся подробная информация есть на нашем сайте и портале по устойчивому развитию группы. Отмечу только, что объем наших инвестиций в развитие регионов присутствия и  бизнес среды постоянно растет и составил в 2011 году 100 млн. гривен.

И ядро этих инвестиций на сегодня – это помощь городам в развитии/поддержании инфраструктуры. Мы же хотим помочь нашим регионам перейти от тактики «решения проблем» к стратегии развития, прежде всего – через развитие бизнес-среды.

В своем блоге Вы употребили термин «странообразующий бизнес». Каковы его обязательные параметры? И вышел ли СКМ в эту категорию?

Я убеждена, что понятие странообразующего бизнеса начинается с вопроса ответственности. Тогда, когда бизнес понимает, что может и должен нести ответственность не только за собственное развитие, но и за развитие всей страны. Так как это делала в свое время тройка американских автогигантов, как это сейчас делают Boeing, российский Газпром, финская Nokia, индийская Tata Group, бразильская Vale. Как это пытаемся делать и мы.

Наиболее простым и прямым образом эта ответственность измеряется валовой добавленной стоимостью, привнесенной бизнесом, количеством рабочих мест и суммой уплаченных бизнесом налогов. Однако отличительной особенностью странообразующего бизнеса является то, что, помимо прямого, он вносит еще и огромный непрямой вклад в развитие страны. Через закупки, а значит – через добавленную стоимость своих партнеров и подрядчиков, через стимулирование создания рабочих мест и новых налоговых поступлений вокруг себя.

Мы сейчас как раз завершаем проект оценки прямого и непрямого вклада группы СКМ в развитие страны. Эту оценку делает для нас компания Ernst &Young. И результаты этой оценки как раз и ответят на вопрос, соответствуем мы критериям странообразующего бизнеса, или нет.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram