ГлавнаяЭкономикаФінанси

Нацбанк начал собирать информацию о банковских клиентах

Нацбанк начал собирать информацию о банковских клиентах
Фото: Макс Левин

Так, в рамках борьбы с отмыванием "грязных денег" от последних требуется до 22 октября сообщить обо всем своем имуществе, счетах в других банках и связях с "публичными деятелями", пишет "Коммерсант-Украина".

Эксперты отмечают, что увеличение массива данных, требуемых от граждан, будет лишь провоцировать рост теневой экономики.

Вчера клиенты Альфа-банка при снятии наличных средств через банкомат увидели в чеках приглашение прийти в отделение банка с паспортом для прохождения идентификации. В колл-центре учреждения пояснили, что идентификация проводится по требованию НБУ (постановление N22), согласно которому все клиенты банков должны предоставить детальные анкеты о себе до 22 октября. При этом в отделениях банка давно висят соответствующие объявления, всем пришедшим клиентам предлагают пройти анкетирование.

Своим постановлением НБУ с 22 апреля изменил нормы положения "Об осуществлении банками финансового мониторинга" и дал банкам полгода на сбор расширенных данных о клиентах. Каждое физическое лицо обязано в специальной анкете указать свои паспортные данные, идентификационный номер, место работы, должность, контактный номер телефона и адрес электронной почты.

Должна быть оценена репутация и уровень рисков при проведении финансовых операций клиента. Указываются услуги, которыми он пользуется, номера всех счетов в других банках, принадлежность к "публичным деятелям или связанными с ними лицам". Клиент обязан раскрыть информацию о своем движимом и недвижимом имуществе, счетах в ценных бумагах, спрогнозировать объем операций по счетам и указать источники происхождения доходов.

Идентификация юридических лиц, резидентов и нерезидентов, содержит полный срез о проводимой ими хозяйственной и финансовой деятельности с указанием лиц, имеющих доступ к имуществу предприятий.

По рисковым клиентам данные собирались до 22 июня, по всем остальным — до 22 октября. Банки не афишировали сбор этой информации, но с приближением срока подачи отчетов в НБУ активизировался, например, "Райффайзен Банк Аваль". "Ко мне обратились несколько возмущенных клиентов банка — юридических лиц, у которых потребовали предоставить анкеты по всем своим сотрудникам, имеющим зарплатные карты",— сказал управляющий партнер юридической компании "Кравец, Новак и партнеры" Ростислав Кравец. В "Райффайзен Банк Аваль" вчера не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию.

В других учреждениях утверждают, что либо не знают о постановлении, либо проводят идентификацию, не приглашая клиентов в банк. "Это требование обусловлено законом с 2002 года. В начале года Нацбанк попросит провести идентификацию, уточнив данные клиентов. Мы проводим идентификацию клиентов в штатном режиме в зависимости от степени риска один, два или три раза в год. Сейчас на местах мы не вызываем клиентов",— отметил начальник отдела финансового мониторинга "Дочернего банка Сбербанка России" Игорь Скрыпников. "Мы проводили идентификацию в течение всего этого периода, поэтому никакого ажиотажа сейчас нет",— заявил зампред правления ВиЭйБи Банка по розничному бизнесу Антон Шаперенков. Если клиент не успеет до 22 октября, ему могут отказать в проведении операций по счету.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram