Вопреки расхожему мнению, киевский транспорт во многом развит не хуже европейского. Он заметно дешевле. В городе развиты все виды общественного и частного транспорта. И общественный транспорт является основным средством передвижения для более 50% киевлян – хороший показатель для мегаполиса.
В то же время и транспорт, и дороги устарели и находятся в негодном состоянии. Сама транспортная система была рассчитана на другие пассажиропотоки и на другое количество автомобилей. А пассажирские предприятия Киева убыточные и неэффективные.
Задача Стратегии – убрать минусы и развить плюсы. Разработчики документа поставили во главу угла доступность, надежность, удобство и мультимодальность (разнообразие) транспортной системы (полностью презентацию Стратегии в разрезе транспорта смотрите внизу статьи или на сайте КГГА).
Пассажирские маршруты должны проникать во все уголки Киева, особенно это касается метрополитена. Руководитель Киевской администрации Александр Попов на круглом столе в Институте Горшенина на прошлой неделе остановился на этом отдельно.
"Метрополитен - приоритетный вид транспорта. Он регулирует основной поток пассажиров, он популярен и освобождает наши дороги... И в прошлом году, и в этом году идут активные работы по развитию существющей сети метрополитена... Но и строительство новых линий для нас является приоритетом. Речь идет о решении транспортной проблемы Троещины", - сказал Попов. По оценкам экспертов на постройку метро на Троещину уйдет около 5 лет.
В Стратегии запланировано, что линии метрополитена вырастут с 0,023 км на тысячу жителей до 0,354 км. То есть более чем в 10 раз! При этом загруженность станций, подвижного состава и переходов между станциями должна упасть ниже 100% (сегодня ключевые переходы в метро, например, переход Театральная-Золотые ворота загружен на 125%, то есть в нем даже прекращается движение, возникают заторы).
Подобным образом должны вырасти линии троллейбусов, трамваев и автобусов. А также количество частных автомобилей. Сегодня на тысячу киевлян приходится 254 автомобиля, а к 2025 году их количество вырастет до 509.
При этом количество автомобилей по отношению к площади автодорог, наоборот, сократится с 0,038 до 0,024 единиц на кв.м. То есть площадь дорог будет расти быстрее, чем количество автомобилей. И если сейчас износ дорожного покрытия составляет порядка 85%, то к 2025 году он должен снизиться ниже отметки в 15%.
"Мы планируем к 2015 году снизить этот показатель до 65%, а уже к 2025 году только 15% дорог будут нуждаться в ремонте. При этом мы будем использовать новые технологии для ремонта дорог, что сделает их более долговечными. Качество дорожного покрытия будет другим", - говорит руководитель КП "Киевавтодор" Георгий Глинский.
В результате средняя скорость движения автомобиля по городу в час-пик должна вырасти с 13 км/ч до 40 км/ч.
Все это сделает транспорт более доступным. Что же до удобства, то большой раздел Стратегии посвящен оборудованию пассажирского транспорта заметными указателями на английском языке (таких сегодня просто нет). Транспорт станет удобен для пассажиров с особенными потребностями – сегодня только 3 станции метро оборудованы соответствующим образом, только 40% автобусов и троллейбусов и ни одного (!) трамвая.
Наконец, транспорт начнет ходить по четкому расписанию. Сегодня только метрополитен соблюдает расписание движения на 95%, тогда как только 86% троллейбусов и автобусом ходят по расписанию.
Удобство автовладельцев будет обеспечено не только лучшими дорогами. Огромный недостаток сегодняшней системы – нехватка паркомест. К 2025 году город планирует создать еще порядка 3000 парковочных мест. То есть, если сегодня количество парковок составляет только 25% от необходимого, то через 15 лет парковок будет более 75%.
Но чтобы достичь всего этого к 2025 году, надо действовать прямо сейчас. В ближайшие 1-2 года Киевская администрация планирует автоматизированную систему управления транспортом (АСУТ). Не менее 90% светофоров будут управляться благодаря этой системе.
КГГА также займется оптимизацией транспортных потоков. Например, введение "зеленой волны" на улицах с односторонним движением может повысить пропускную способность дорог на 30-50%. Создание карманов для остановок и парковок за счет тротуаров (не менее 3 м тротуара должно оставаться для пешеходов в любом случае) также разгрузит дороги. Планируется также введение полос для пассажирского транспорта на улицах, где есть три и более полос.
"Введение одностороннего движения позволяет в границах проезжих частей этих улиц дополнительно оборудовать места для парковки транспортных средств. Это один из путей расширения парковочного пространства в центральной части города. Другим путем является строительство в этой части города подземных паркингов", - говорит первый замдиректора ГП «Киевтранспарксервис» Денис Салобаенко.
Передвижение в метро ускорит создание внятных указателей, в том числе и на английском языке. Будут также заменены остановки наземного транспорта (зачастую они существуют только на бумаге, а визуально отличить остановку от не остановки нельзя). Также администрация займется строительством паркингов при одновременном запрете парковок на улицах. И, наконец, будет введена автоматическая система оплаты за пользование пассажирским транспортом.
Уже за 1-2 года киевляне смогут ощутить перемены в развитии транспортной инфраструктуры. Первые шаги администрация уже делает. Завтра, 4 октября, начинает движение кольцевая электричка, которая позволит за 50 минут объехать весь Киев. Разработчики маршрута ожидают, что городская электричка разгрузит метро на 3-5%, а центральные станции – почти на 15%.