ГлавнаяЭкономикаБізнес

Субботин: "ренессанс" атомной энергетики может не состояться

Генеральный директор ОАО "Турбоатом", глава постоянной комиссии облсовета по вопросам социально-экономического развития региона, инвестиций, международного и межрегионального сотрудничества Виктор Субботин рассказал "МОСТ-Харьков" О ситуации в машиностроении, влиянии на отрасль аварии на японской АЭС "Фукусима-1", изменениях, связанных с принятием нового Налогового кодекса, автоматическом возмещении НДС, а также решении проблем убыточных госпредприятий.

Субботин: "ренессанс" атомной энергетики может не состояться
Фото: www.sq.com.ua

В этом году вступил в действие новый Налоговый кодекс. Вы успели почувствовать изменения?

Фактически внедрение нового Налогового кодекса началось с 1 апреля. Почувствовать изменения мы пока не успели, "Турбоатом" находится на общем налогообложении и платит большие налоги. Например, в 2009 году мы заплатили 180 миллионов гривен, в 2010 году – 220 миллионов, а в этом году собираемся внести в казну около 240-250 миллионов. Конечно, это задача сложная, налогообложение в нашей стране непростое, но мы обеспечиваем необходимый уровень рентабельности и налоговых платежей.

В последнее время в стране обострилась проблема возврата НДС. Вашего предприятия это коснулось?

В 2011 году государство практически перестало возмещать НДС. Нашему предприятию должны были вернуть задекларированных 14 миллионов гривен. Однако мы получили официальное уведомление налоговой инспекции о том, что сумма не подтвердилась, и мы утратили право на возврат НДС.

Мы говорим об обычном возмещении или автоматическом?

Об обычном. Автоматическое возмещение НДС фактически не происходит, так как критерии оценки предприятий, которые включаются в перечень налоговой, малопонятны.

Налоговая выдвигает 16 требований...

Да, но с учетом того, что наше предприятие работает в основном на экспорт – это 75-80% отгружаемой продукции, возмещение НДС для нас - большая сумма. До конца 2011 года возврат от государства должен составить около 100 миллионов гривен. Если предприятие не получит этих денег, то окажется в сложнейшем финансовом положении, поскольку это колоссальное вымывание оборотных средств. Тем более, что мы платим большие суммы НДС при оформлении импорта на таможне – в этом году сумма платежей превысит 30 миллионов гривен.

Какие шаги в связи с этим предпринимаете?

Я уже обратился в Харьковскую областную государственную администрацию к губернатору Михаилу Марковичу Добкину. Кроме того, мы официально обратились в Кабинет министров к Первому вице-премьер-министру Украины Андрею Петровичу Клюеву. Уверен, наше предприятие вполне соответствует всем критериям для автоматического возврата НДС. Если нас не включат в список или, по крайней мере, не сделают понятной и прозрачной оценку возмещения НДС, мы не сможем выполнить финансовый план, не сможем поддерживать темпы роста, которые демонстрировали на протяжении последних 3-4 лет.

Прошло два этапа отбора предприятий на автоматический возврат НДС. Вы подавали заявку на участие?

Мы подали все документы, необходимые для автоматического возврата НДС. У налоговой есть свои критерии, и она определяет, кто им соответствует. Мы будем прилагать все усилия для включения нас в этот список. Будем бороться, что еще остается? Тем более, нам не привыкать.

Существует ли вероятность приватизации "Турбоатома" в будущем?

В последнее время разговоров о приватизации не велось и ситуация стабилизировалась. Еще год назад президент Украины Виктор Янукович поручил Кабинету министров обеспечить спокойную работу коллектива и завода в целом. Сейчас попытки захвата и незаконных собраний полностью прекратились. Все спокойно.

Фото: focus.ua

"Турбоатому" выгодна нынешняя форма собственности?

"Турбоатом" – государственное предприятие, и, думаю, на данном этапе это нужно сохранить. Сегодня государство обеспечивает предприятие портфелем заказов, хотя работать, конечно, в нынешних реалиях сложно. Наши крупнейшие заказчики государственные украинские компании – ОАО "Укргидроэнерго" с большой программой модернизации ГЭС Днепровского каскада и строительством Днестровской ГАЭС, украинская тепловая генерация, НАЭК "Энергоатом", эксплуатирующий отечественные атомные электростанции.

Недавно "Турбоатом" разместил заказ на убыточном госпредприятии – приборостроительном заводе имени Шевченко…

Да, по системам управления паровых турбин для Зуевской ТЭС. Заказчиком выступает ООО "Востокэнерго". Приборостроительный завод – традиционный поставщик таких систем для атомных и тепловых станций в России и на Украине. Мы отстаивали и отстаиваем интересы отечественного товаропроизводителя. Уверен, этот завод можно загрузить заказами. По нашим расчетам, объем заказов только в ближайшие три года может достичь 70-80 миллионов гривен, или около 10 миллионов долларов.

С вашей стороны это бизнес или благотворительность?

Однозначно - бизнес. Это реальные заказы, в конце прошлого года с заводом им. Шевченко был заключён контракт на 3 миллиона гривен. Тогда же по договору предприятию был выплачен аванс в 1 миллион гривен, сейчас мы продолжили дальнейшее финансирование работ и выплатили еще 1 миллион гривен. В июле контракт будет закрыт – завод поставит системы управления на Зуевскую ТЭС, а мы полностью рассчитаемся по договору. Из кризиса завод вывести можно. Главное и единственное условие успешности завода им. Шевченко – руководитель, способный взять на себя ответственность за судьбу предприятия.

Нет ли у вас опасений, что в связи с аварией на японской АЭС "Фукусима-1" будущее атомной энергетики, а значит, и вашего предприятия может оказаться под угрозой?

Нас это очень волнует, ведь может не состояться так называемый "ренессанс" атомной энергетики. Ранее НАК "Энергоатом" и Кабинет министров Украины приняли решение достраивать 3-й и 4-й блоки Хмельницкой АЭС, но это было до "Фукусимы-1". У нас заключены контракты с российским "Росатомом" на сотни миллионов долларов и, насколько я знаю, Российская Федерация не собирается отказываться от принятой стратегии по атомной энергетике. Также мы работаем с Финляндией, Венгрией и Индией. "Турбоатом" обеспечен заказами на ближайшие годы.

Проблема состоит в том, что в случае сокращения развития атомной энергетики в мире, все основные игроки рынка – немецкие, французские, американские и японские машиностроительные компании увеличат своё присутствие в России и странах СНГ и составят нам конкуренцию.

И всё же, если мир решит отказаться от атомной энергетики?...

В любом случае все контракты, которые мы получили на ближайшие два года, будут реализованы. Благодаря этому по объему реализации сможем выйти на уровень 2 миллиардов гривен. А если мир будет отказываться от атомной энергетики, будем развивать гидро- и тепловую энергетику. У "Турбоатома" уже есть серьезные технические предложения, с которыми он вышел на рынок Латинской Америки, за последние два года наши специалисты модернизировали турбины для тепловых электростанций России и Казахстана. На конкурсе в Казахстане мы, например, выиграли тендер на модернизацию турбины мощностью 500 МВт у наших российских конкурентов.

Сложно ли конкурировать с "монстрами" энергоиндустрии?

На рынке СНГ – не сложно, так как они менее мобильны и не приспособлены к нашему рынку.

А Европа?

В Европе сильны свои традиции, поэтому, например, немецкие и французские концерны имеют там большее преимущество. Но мы все равно двигаемся по всему миру, на все и сразу просто не хватает времени.

Хотелось бы отойти от экономики и затронуть политику…

Я не политик…

Вы вышли из Социалистической партии и вступили в Партию регионов. Почему принято такое решение?

В последние два года политические линии Социалистической партии и Партии регионов во многом пересекались. Кроме того, я получил серьезную поддержку в лице губернатора Михаила Добкина, всей областной организации Партии регионов и городского Совета. Чувствую себя частью большой успешной команды, что очень важно в непростых условиях экономического развития страны.

Сейчас Партия регионов в большей степени отражает точку зрения большинства граждан, тем более восточной части Украины. Чтобы говорить с людьми на понятном им языке – социальном и политическом – нужно ориентироваться в происходящем. Партия регионов предлагает направление развития страны, региона и конкретного предприятия. Мое решение было абсолютно искренним и не конъюнктурным. Будучи руководителем "Турбоатома", я должен осознанно нести в коллектив понятные и ответственные политические месседжи. По-другому нельзя, это было бы безответственно, это не мой путь.

Как к вашему решению отнеслись в Соцпартии?

С пониманием. Это мои товарищи, с которыми мы дружим на протяжении десятилетий, и на это не влияют политические и иные изменения в стране.

В депутаты Верховной Рады собираетесь?

Однозначно – не собираюсь.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram