ГлавнаяЭкономикаДержава

Операция «легализация»

В прошлом году «обнальщики» должны были принести в казну 48 млрд. грн. или около 19% всех доходов бюджета по данным LB.ua. Но затея провалилась. Установленные сверху тарифы оказались слишком большими для конвертаторов.

Операция «легализация»

Все делают это

«Обналичка» - это смазка в механизме украинской экономики. Она помогает бизнесменам избегать драконовских налогов, состязаться с иностранными конкурентами на равных и выживать в условиях кризиса. Теневой рынок, который во многом и формируется как раз из «обналиченных» денег, составляет по разным оценкам от 40% до 50% ВВП. В абсолютных цифрах речь идет примерно о сумме от 433,24 до 541,45 млрд. грн. (учитывая заявленную Кабмином в мае величину номинального ВВП на 2010 год). Условно говоря, каждая третья гривна в стране идет мимо кассы.

Теоретически бизнес может работать и «по-белому». Но, во-первых, недолго. Ведь нечестные конкуренты очень быстро обойдут предпринимателя, который платит все налоги. Во-вторых, честный бизнес не приносит больших барышей. Зачем работать, нервничать, рисковать и платить налоги, если можно положить деньги в банк под космические для Европы 15% годовых? И, наконец, многим бизнесменам и даже бухгалтерам проще давать взятки (из тех же «черных» денег), чем разбираться в головоломной отчетности. В итоге штрафы и налоги платятся с копеек, а крупные купюры уходят на «обнал».

Налоговая разгрузка

Единственный налог, который сегодня на самом деле платят все предприниматели – 1% с оборота. Этой цифры нет в новом Налоговом кодексе. Но отчеты с меньшими суммами в налоговой администрации просто не принимают. А если и принимают, то у бизнесмена потом начинаются проблемы.

А вот 20% НДС и 25% налога на прибыль – это цифры очень условные, ими можно манипулировать. Вот почему Кабмин так легко пошел на постепенное снижение налоговых ставок в новом кодексе.

На самом деле бизнесменов волнует другой «налог» – на «обналичку». Ведь он в несколько раз выше негласной подати в 1%. И его окончательная ставка не устанавливается Верховной Радой на законодательном уровне. Она во многом зависит от связей, опыта и везения самого бизнесмена. За счет этого коррупционного процента кормятся не только чиновники, банкиры и бухгалтеры. Часть теневых денег бизнесмены тратят на зарплаты персоналу, чтобы не отчислять свыше 40% от зарплаты в пенсионный и социальные фонды (вот они и деньги в конверте). Еще часть денег идет на взятки чиновникам, которые прописать в официальном бюджете компании невозможно. Остальное идет на заграничные счета или на дорогие покупки.

Прятаться от налогов бизнесу помогают «обнальщики» - компании со связями в налоговой, коммерческих банках и милиции. Они используют разные схемы для перевода денег в тень. Например, создаются цепочки фирм-пустышек, через которые прокачиваются огромные суммы. В конце цепочки деньги бесследно исчезают в фирме - «налоговой яме». Такая фирма может быть записана на уже умершего человека, на украденные документы, на бомжа или алкоголика. Бывают схемы с покупкой телефонных карточек, с обменом валют, с импортом по завышенной цене или фиктивными поставками товаров и услуг. Но во всех этих случаях деньги, за исключением определенного процента, возвращаются заказчику обратно уже в «теневом» виде.

Ставки растут

Еще три года назад ловкие «обнальщики» могли избежать внимания налоговой, создавая замысловатые цепочки передачи денег. Но в марте 2008 года ГНА изменила налоговую отчетность по НДС (приказ №159 от 17.03.2008). Появилось дополнение №5 к налоговой декларации, в котором плательщик перечислял всех своих партнеров. Теперь налоговики могли отследить весь путь денег от бизнесмена, который их заработал, до налоговой «ямы», где эти деньги неожиданно испарялись. С тех пор «обнальщикам» приходится платить за «крышу» контролирующим органам (налоговой, милиции или СБУ).

Во время президентства Виктора Ющенко единой, так сказать, государственной политики в этой сфере не было. «Обнальщики» завязывали контакты в регионах, договаривались с местными силовиками и политиками. Зачастую «обналом» занимались сами эти политики.

Тогда плата за «крышу» составляла порядка 2% с оборота. Еще до 2% «обнальщики» оставляли себе и примерно 1% тратили на обеспечение бизнеса (взятки работникам банков, легальные платежи и т.д.). Всего выходило порядка 5%, хотя каждая сделка подобного рода могла иметь свою цену. То есть коррупционный налог был в пять раз выше налога реального!

Но с приходом Виктора Януковича ситуация изменилась. Летом 2010 года налоговая получила указание взимать с «обнальщиков» дополнительно еще и 8% в государственный бюджет. От кого исходила инициатива – достоверно неизвестно. Называют имена детей известных политиков, но чем-либо подтвердить это никто не может. В итоге стоимость услуг по «обналичке» резко выросла. Даже если все остальные расходы конвертационных центров ужать до минимума, выходила сумма порядка 11-12%. Такие условия для многих компаний уже не были привлекательными. К тому же отправлять в бюджет 8%... Дешевле было бы платить подставным директорам за отсидку и постоянно регистрировать все новые и новые фирмы.

Перемены в бизнесе оказались настолько болезненными, что информация начала попадать в прессу. Сразу несколько изданий («Фокус», «Зеркало недели», «Экономические известия», ord-ua.com и другие) осенью и зимой 2010 года писали о давлении ГНА на конвертационные центры. В итоге, говорит источник LB.ua, планы по сбору денег в бюджет с «обнальщиков» изменили: «Сейчас какой-то единой цифры по стране не существует, в Киеве платят в бюджет 3%, в других областях может быть еще меньше – все зависит от ситуации с бюджетом». Правда, некоторые «обнальщики» могли и не говорить своим клиентам об уменьшении ставок. И под волну истерии в прессе зарабатывать даже больше прежнего.

Завышенные ожидания

По информации LB.ua, в 2010 году власть планировала собрать в бюджет через «обнальщиков» 48 млрд. грн. Это около 19% всех доходов бюджета. Но затея провалилась… Исходя из названной источниками LB.ua цифры выходит, что власть изначально поставила нереальную задачу. Если 48 млрд. грн. – это 8% от оборота конвертационных центров за полгода, то за год объем рынка выходит 1,2 трлн. грн. Экономисты называют цифры в два-три раза меньшие. К тому же, в этой общей сумме есть деньги наркобаронов и торговцев оружием, проституток, подпольных казино, мелких ремесленников и рыночных торговцев – все они конвертационными центрами не пользуются. «Оценить процент криминальных денег в общем объеме теневого рынка не может никто. Мы не можем отдельно посчитать, сколько зарабатывают бандиты, а сколько – рабочие, которые утепляют дома и берут деньги наличными безо всяких чеков. Экономисты оценивают только общие объемы», - пояснил директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины, член Совета Нацбанка академик Валерий Геец.

Так что назвать точную сумму, которая проходит через конвертационные центры, не может никто. Ясно только, что объемы эти колоссальные. По информации LB.ua, только в Киеве за месяц (!) через «обнальщиков» прокачивается несколько миллиардов гривен.

Полная легализация

Сегодня еще не все конвертационные центры находятся под опекой контролирующих структур. Пока отчетность доходит до налоговой, деньги со счетов фиктивных фирм успевают исчезнуть. Вот почему новый Налоговый кодекс переводит отчеты бизнесменов в электронный вид, чтобы как можно быстрее ловить «обнальщиков» за руку. С января в Единый реестр налоговых накладных попадают отчеты с оборотом более 1 млн. грн. С апреля – свыше 500 тыс. грн. С июля – свыше 100 тыс. А в 2012 году все сделки свыше 10 тыс. грн. будут фиксироваться в Едином реестре налоговых накладных.

«Единый реестр будет способствовать более оперативному выявлению фактов уклонения от уплаты и минимизации уплаты НДС путем сопоставления данных плательщика и его контрагентов», - поясняют в пресс-службе Государственной налоговой администрации. (LB.ua еще 25 января обратился в ГНА с просьбой об интервью со специалистом, который борется с конвертационными центрами. Но встреча все еще не состоялась. Зато пресс-служба ГНА ответила на несколько вопросов LB.ua в письменном виде).

То есть уже в следующем году работать «обнальщиком» без надежных связей будет невозможно. А если за «крышевание» конвертаторов еще и сажать будут, то бизнесу вообще придется переходить на легальное положение. Или пользоваться другими схемами ухода от налогов.

«Заложенные в законах нормы позволяют надеяться, что объемы теневой экономики в 2011 году будут падать», - говорит экономист Валерий Геец.

Но такие перемены многим не по душе. Никто на самом деле не знает, как поведет себя бизнес, что будут делать коррумпированные чиновники и владельцы крупных конвертационных центров. И сможет ли власть устоять от искушения просто взять бизнес по «обналичке» в свои руки? Или предпочтет все же наполнить бюджет? Не факт, правда, что бюджетные деньги будут тратиться затем честно и эффективно.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram