16 февраля Верховная Рада отменила местные выборы 30 мая, поясняя свое решение отсутствием денег. Решение продавило «большинство» из Партии регионов, Компартии, Блока Литвина и НУНС.
Юлия Тимошенко лишилась возможности тут же отыграться за проигрыш на президентских выборах. Спустя полгода сделать это ей уже не удастся. Без фракций в местных советах, без чиновников во власти, без части депутатов в парламенте она окончательно потеряла в 2010 году влияние на экономические процессы. Правда, она все еще остается вторым по популярности политиком в стране. Вот почему команда Виктора Януковича делает все, чтобы Юлия Тимошенко и ее соратники не смогли конвертировать свою популярность в реальное влияние.
А еще в начале года перед Виктором Януковичем стояла одна задача: получить контроль над всеми процессами в стране. Своих намерений он не скрывал. «Структура усіх гілок влади повинна слугувати досягненню єдиної мети – швидкому ухваленню потрібних державі законів і їх швидкій реалізації», - заявил Янукович 25 февраля в своей инаугурационной речи.
На смену импульсивной Юлии Тимошенко, которая управляла экономикой в режиме «пожарной команды» и постоянно воевала с президентом и главой НБУ, пришел обстоятельный Янукович. Он сам стал центром принятия решений, расставив доверенных людей на ключевые посты и получив влияние на НБУ и суды. Легализовать сложившийся порядок вещей удалось 1 октября, когда Конституционный Суд единогласно проголосовал за отмену политической реформы 2004 года.
Но от того, что Янукович стал главным, денег в бюджете не прибавилось. Цены на металл росли не так быстро, банковская система работала со сбоями, обнищавшее и привыкшее экономить население не могло быть источником экономического роста. А в бюджете расходная часть все еще была больше доходной на 100 млрд. грн.
Власти пришлось спешно искать деньги. Она договорилась с Россией о скидке на газ, а долги по НДС вернула облигациями, по сути, пообещав расплатиться с кредиторами позже. Новая власть также приняла отсутствующий бюджет на 2010 год, а затем внесла в него коррективы и приблизила его к реальности. Но ни скидка на газ, ни НДС-облигации, ни бюджет не давали живых денег для выплаты зарплат и пенсий. Приходилось занимать. - Минфин продолжал выпускать облигации внутреннего госзайма.
Одновременно власть получила краткосрочный кредит в размере $2 млрд. от российского ВТБ под 6,7% годовых с возможностью пролонгации на новых условиях.
В июле МВФ открыл новую кредитную линию на $15,15 млрд. до 2012 года. Первый транш составил порядка $1,9 млрд. (миллиард ушел в бюджет). Взамен чиновники обещали главе МВФ Доминику Стросс-Кану финансовую и фискальную стабильность и проведение реформ (не отсюда ли название-оксюморон «Стабильность и реформы» для коалиции?).
В сентябре Украина также продала свои долговые бумаги за рубеж на общую сумму $2 млрд.
Ситуацию, в которой Виктор Янукович оказался летом 2010 года можно сравнивать с положением Юлии Тимошенко в конце 2009 года. Снова дырявый бюджет и огромные долги, снова на носу выборы (на этот раз местные). Но вместо безысходности – деньги МВФ, и никакого внутреннего конфликта, по крайней мере публичного. К тому же спрос на украинский металл на внешних рынках начал просыпаться.
Более того, на сторону Виктора Януковича перешел Сергей Тигипко, третий по популярности политик в стране с личным рейтингом 13%. Именно ему поручили вести переговоры с МВФ. Он же взял на себя всю ответственность за реформы. Таким образом Виктор Янукович переложил весь груз ответственности за возможные неудачи на плечи соперника, а сам занялся более интересными и прикладными вещами.
Возможно, получением контроля над теневой экономикой. Или расстановкой кадров и формированием денежных потоков нужным людям. В общем, господину Тигипко – слава Герострата Лешека Бельцеровича, Виктору Януковичу – реальная власть, резиденция «Межигорье» и вертолет с крутой акустической системой.
Этим, в общем-то, «бело-голубая» команда могла бы и ограничиться. Но президент ставит и более амбициозные задачи. Например, вывести Украину в 20-ку крупнейших индустриальных экономик мира, улучшить позицию страны в международных рейтингах. Или же – как предположение - настроить государственный механизм с максимальной выгодой для себя и ближайшего окружения. Но и то, и другое невозможно без коренных преобразований. Вот почему власть приняла новый Налоговый кодекс, который создает преференции для ведения бизнеса в отдельных секторах.
Вот почему власть принимает новый бюджет с реальными макропоказателями, но огромными расходами на содержание силовиков и президента.
Итак, Виктор Янукович сумел в 2010 году получить управление над экономикой страны. В чьих интересах он будет ею управлять – уже не вопрос. Но власть готова скрепя сердце менять свою позицию под давлением общества – доказано «налоговым Майданом».
Грядут и другие реформы (пенсионная, Жилищный и Трудовой кодексы и проч.). Какими они будут – во многом зависит от нас с вами.