До сих пор считалось, что электроэнергетика отдана Ахметову-Клюеву в обмен на нефтегазовую «неприкосновенность» Фирташа–Бойко. Об этом свидетельствовали, в частности, назначения их людей на ключевые посты в регуляторных ведомствах отрасли – НКРЭ, «Энергорынок» и «Укрэнерго».
Однако на днях Фирташ дал понять широкой общественности, что монополии не будет. Его венгерская компания EMFESZ, специализирующаяся на экспорте электроэнергии в Европу, в судебном порядке сохранила консорциум с «Укрэнерго» под названием «Южная энергетическая компания» по экспорту электроэнергии в Румынию и Балканские страны. Созданный в 2007 году консорциум предполагал со стороны «Укрэнерго» передачу на баланс линии электро передач «Южно-Украинская АЭС–Исакча», а со стороны венгерского трейдера – инвестиции в $400 млн на реконструкцию экспортных ЛЭП.
В мае 2009-го «Укрэнерго» попыталось через суд расторгнуть договор о создании консорциума и вернуть себе ЛЭП «Южно-Украинская АЭС–Исакча». Причина – отсутствие заявленных инвестиций со стороны компании Фирташа. Однако суд это требование проигнорировал, ссылаясь на то, что часть опор ЛЭП расположена не в Украине, а в Молдове, и госпредприятие «Укрэнерго» вообще не имело права передавать их в консорциум.
Фото: Макс Левин
Источники LB.ua в «Укрэнерго» говорят, что этот вопрос уже изучается и ведутся рабочие переговоры с Молдовой. Решению должно содействовать разрешение Кабмина экспортировать электроэнергию в Молдову по ценам ниже регламентированных законом Украины «Об электроэнергетике». Что удешевило электроэнергию для Молдовы на30% (с учетом сертификатов цена составляла 6,2 цента за кВт-ч).
В то же время сомнительным кажется, что Кишинев сдаст позиции без боя. С июля этого года, как писал уже LB.ua, поставками электроэнергии в Молдову занимается не государственная компания «Укринтерэнерго», а ООО «Пауэр Трейд». Пока «дочка» ДТЭКа Рината Ахметова выступает только в качестве оператора параллельной работы энергосистем Украины и Молдовы, обеспечивая баланс взаимных перетоков между двумя странами. Но даже эти операции за полугодие могут принести Ахметову около $20 млн.
Кроме того, косвенным свидетельством интереса «дочки» ДТЭКа «Пауэр Трейд» к молдавскому направлению можно считать тот факт, что эта компания в сентябре купила на аукционе «Укрэнерго» доступ к 150 МВт «молдавского» сечения. И хотя стоимость удачной покупки составила всего 2 грн, в серьезности экспортных намерений Ахметова сомневаться не приходится.
При этом в компании не скрывали, что экспорт в Молдову ей интересен не в последнюю очередь с точки зрения захвата буферной зоны – страны, через которую может осуществляться экспорт электроэнергии на энергодефицитные Балканы – самые перспективные и с точки зрения цен, и с точки зрения объемов рынка.
Сравните с молдавскими цифрами: Хорватия импортирует – 6 596 ГВт-ч в год, Греция – 5 561 ГВт-ч (в сумме – почти годовая выработка двух атомных энергоблоков). Кроме того, Македония за год докупает на внешних рынках 2 780 ГВт-ч, Албания 2 433 ГВт-ч и Сербия 2 200 ГВт-ч. И этот объем могут поставлять через Молдову как Ахметов, имеющий собственные мощности в тепловой генерации (но, что самое главное, кадры в Кабмине, НКРЭ, Укринтерэнерго, способные выдать ООО «Пауэр Трейд» разрешение на экспорт по более низкому оптовому тарифу), так и Фирташ. Последний, несмотря на наличие напрочь «своего» министра топлива и энергетики Юрия Бойко, через Кабмин такое решение пропустить не может. По крайней мере, пока там сидят Азаров и Клюев.
Фото: Ринат Ахметов
Другое дело – возобновить старые договоренности в судебном порядке. EMFESZ через Хозяйственный суд Одесской области фиксирует за собой государственную магистраль, через которую может и должен осуществляться экспорт. Причем каким интересным образом: суд не признает, что венгерскаякомпания должна выполнить свои инвестиционные обязательства, или то, что ее консорциум легитимен и может работать. Судебное решение просто блокирует возможность возврата в госуправление «Укрэнерго» ЛЭП на Молдову. Любопытно, что решение суда загадочным образом совпало по времени с подписанием Украиной протокола о членстве в Европейском энергетическом сообществе, что для наших компаний означает право реализовывать электроэнергию конечным потребителям вместо перепродажи ее на границе. Таким образом, «Укрэнерго» уже просто не нуждается в услугах посредника для организации поставок в Румынию. А «Укрэнерго», как мы помним, компания государственная. И власть, по идее, должна была бы прислушиваться в первую очередь к ее интересам.
Но… за последние лет пять постоянные кадровые ротации, отсутствие ответственности за принятие и выполнение решений по всей вертикали исполнительной власти сместили ориентиры государственной политики. Нет, разумеется, то, что государство не делает преференций для государственных же предприятий перед частными компаниями, должно приветствоваться либеральной Европой. Однако этот принцип следует сопровождать эффективным управлением госсобственностью. Иначе возникает вопрос: не выгоднее ли тогда приватизировать либо ликвидировать госсобственность в реальном секторе в целом, раз управлять ею то ли не могут, то ли не хотят.