Идея ввести налог на банковские вклады была скопирована украинскими чиновниками в европейских странах. Первый раз она была оформлена отдельным законопроектом еще 6 лет назад, однако одновременно банкиры добились тогда отсрочки на 5 лет – до 2010 года. Тогда, в 2004-м, многие финансисты опасались, что необходимость платить налоги отпугнет вкладчиков. Осенью 2009 года банковское лобби снова добилось отсрочки введения налога на депозиты – теперь уже до 2013 года.
Такие отсрочки можно было бы принимать постоянно, ведь бизнес и политика у нас в стране далеко не так разделены, как многие заявляют. Однако новое правительство Николая Азарова в вопросах реформирования экономики пошло другим путем. Был принят программный документ – Налоговый кодекс, согласно которому среди новых налогов вводится также и налог на депозит. Вроде бы немного – 5% от суммы процентов. И вроде бы нескоро – только через два года. Но разница не только в цифрах, а и в том, как этот налог будут собирать и каковы будут последствия его введения.
Цена вопроса
По данным заместителя министра финансов Татьяны Ефименко, новый налог может приносить бюджету порядка 800–900 млн. грн в год. Вместе с тем Ефименко отметила, что на эту цифру будут в будущем влиять курс гривны к инвалютам и общая депозитная база в банковской системе. Учитывая, что общий объем вкладов населения растет даже несмотря на все кризисные разорения, то к моменту введения налога – 2013 году – а правительство вполне сможет рассчитывать на дополнительный 1 млрд. грн. для государственного бюджета.
Однако пока что эти деньги правительство получить не может – банкиры требуют продления отсрочки. «Мы продолжим настаивать на продлении моратория», – говорит президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. «Это может испугать вкладчиков. В условиях кризиса не надо людей волновать», – согласна с ним руководитель крупного банка, пожелавшая остаться неназванной.
Испуг этот объясняется вовсе не размером налога. 5% от дохода – это не очень много. «Если человек получает ставку по депозиту на уровне 20% годовых, то налоговая выплата составит всего 1% годовых, а эффективная доходность вклада – 19%», – говорит председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. Его поддерживает и председатель правления банка «Старокиевский» Юрий Яременко: «Многие ожидали более жесткой цифры. 5% вообще ни на что не влияет». Другими словами, если у вкладчика хранится в банке 100 тыс. грн и он получит проценты на уровне 15 тыс. или 19 тыс. грн, то налоговая вычтет у него 5% от этих 15 тыс. или 19 тыс. – то есть 750 или 950 грн.
Правда, эти расчеты не учитывают того, что банкиры, скорее всего, постараются переложить на вкладчиков расходы по перечислению этих денег государству или, как говорят налоговики, расходы на администрирование налога. «Есть простой макроэкономический закон: любой новый налог на 50% оплачивает производитель товара или услуги и на 50% потребитель. Это значит, что вкладчикам придется платить», – говорит бывший председатель правления крупного банка, пожелавший остаться неназванным.
Фото: Макс Левин
Кого бояться
Вопрос не в том, сколько заберет налоговая, а как заберет. «Если уплата сборов будет поименной – с каждого вкладчика, то у налоговой могут возникнуть вопросы к некоторым вкладчикам – а откуда у вас такие деньги на депозите?» – выказывает опасение будущими последствиями бывший председатель правления крупного финучреждения. В итоге банковская система переживет отток денег этих вкладчиков в теневой сектор экономики, предполагает банкир. Другой финансист из лоббистской банковской организации считает, что вкладчики могут испугаться не только налоговой. «Где будет налоговая, там будет и криминал», – описывает он еще одну причину оттока вкладов.
Но наиболее серьезным для банковской системы может оказаться не недоверие вкладчиков, а его последствия. Ведь вклады нужны банкам не просто затем, чтобы выплачивать по ним проценты. А чтобы зарабатывать на них, выдавая кредиты. В итоге может возникнуть тревожная ситуация: кредитование возобновится, появятся и спрос и платежеспособные клиенты, а денег у банков будет меньше – испуганные вкладчики начнут их понемногу забирать.
Кто выиграет – банкиры или чиновники?
Банковское лобби будет добиваться продления отсрочки нового налога – для этого достаточно внести в Налоговый кодекс небольшие поправки, например, написать, что новый сбор будет введен не с 2013 года, а с 2015-го или 2020-го. Все-таки банкирам уже два раза удавалось добиваться своего и продлевать мораторий на налогообложение депозитов. «Есть очень много крупных вкладов, владельцами которых являются сами депутаты», – напоминает представитель банковской лоббистской организации. Заинтересованным финансистам нетрудно будет убедить депутатов, что одна из новых идей Налогового кодекса может создать им много проблем.
Однако влияния банковского лобби в этот раз может быть маловато. Новую идею поддерживает Администрация президента. В частности, недавно первый замглавы Администрации президента Ирина Акимова заявила, что «небольшой налог на депозиты имеет смысл». Она подчеркнула, что все виды доходов, из каких бы источников они ни поступали, должны облагаться налогами.