ГлавнаяЭкономикаФінанси

Чей-то федеральный округ

Частые встречи президентов России и Украины, переговоры о цене на газ – все это породило новую мифологему о тотальной продаже Украины. Крайние паникеры говорят, что Украина постепенно превращается в Юго-Западный федеральный округ РФ. Давайте попробуем разобраться – что на самом деле в Украине продано и что хотят сделать россияне.

Чей-то федеральный округ

Вопреки расхожему стереотипу, Россия вовсе не ставит целью скупить украинские предприятия или земли. После бурной приватизации 90-х годов в Украине уже мало что можно продавать. «Что продавать? Все украдено до нас!» – восклицала глава Фонда госимущества Валентина Семенюк еще в 2006 году.

Теперь у нас новый этап глобализации. Любой иностранный капитал, независимо от страны или отрасли, стремится создать в Украине постоянный и надежный рынок сбыта своих товаров. Именно поэтому австрийцы, греки, итальянцы и немцы скупали наши банки. Ведь банковская деятельность – это торговля деньгами. А кто обеспечивает долговой капитал, тот получает хорошую возможность расширить свое влияние и на те предприятия, которые занимают в банке деньги.

Россиянам тоже нужен рынок сбыта. Именно поэтому в новой российской внешнеполитической доктрине, опубликованной в «Русский Newsweek», сказано буквально следующее: «добиваться использования нефтепровода «Одесса – Броды» в реверсном направлении, что ограничит доступ Украины к каспийской нефти», а также «добиваться долгосрочного контракта на поставку ядерного топлива России на украинские АЭС». В переводе с дипломатического языка на обычный это значит, что Россия хочет увериться в том, что Украина постоянно будет покупать российскую нефть и российское ядерное топливо. То есть цель – не купить украинские НПЗ или АЭС, а продавать им свою продукцию или сырье. Хотя на сегодняшний день дела именно так и обстоят – 95% ядерного топлива для АЭС мы покупаем в России, а нефтепровод «Одесса – Броды» направлен именно так, как выгодно России.

Российская корпорация ТВЭЛ в настоящее время является единственным поставщиком топлива на украинские АЭС. Американская Westinghouse еще 5 лет назад установила на Южно-Украинской АЭС шесть тепловыделяющих сборок для эксплуатации в тестовом режиме. Ранее предполагалось, что американцы тоже будет продавать нам топливо. Теперь россияне пытаются воспрепятствовать появлению конкурентов.

Все, что нужно Москве в данном случае, – более долгосрочные контракты на ядерное топливо и поставку нефти. В этом вопросе, как ни в каком другом, четко видно – крики о порабощении Украины россиянами или другими иностранцами нужно было поднимать лет 15 назад. Сейчас уже поздно ворчать.

Первым делом – самолеты

В новых целях внешней политики РФ также говорится о намерении России слить ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (входят крупнейшие авиастроительные предприятия) с компаниями Украины. В интересах России – получить максимальный контроль над предприятием АНТК им. О.Антонова, производящим самолеты АН. Украина же хочет привлечь деньги, технологии и новые заказы, но при этом терять контроль над предприятием не собирается. Каких-то конкретных договоренностей страны пока не достигли, но предварительные соглашения уже есть.

Так, после встречи президентов Виктора Януковича и Дмитрия Медведева 17 мая стало известно, что стороны договорились сотрудничать по такой схеме: если сборка самолетов происходит в России, то комплектация будет на 60% российская и на 40% – украинская, и наоборот. При этом Виктор Янукович подчеркнул важность серийного производства самолетов. «Это значит, что мы совместно будем зарабатывать больше, чем если бы мы в одиночку боролись на мировых рынках», – сказал он.

Слева направо: генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива, министр промполитики Дмитрий Колесников, президент Виктор Янукович

Фото: Униан

Описанная схема заработает не скоро, поскольку предприятие им. Антонова еще не преобразовано в акционерное общество. Планировалось, что оно будет акционировано до конца 2010 года, после чего часть акций предприятия продадут. Сейчас Украина рассматривает возможность обмена акциями с российской корпорацией. Но ничего конкретного пока нет. Бывший президент Украины Леонид Кучма уже отметил возможные риски, которые несет сделка.

«Контрольный пакет акций по авиастроению должен быть у Украины, а если будет наоборот, то мы превратимся просто в конструкторское бюро. …Россия заинтересована в украинских самолетах Ан-70, особенно АН-124-100 (грузовые самолеты – «Левый берег»)», – цитирует слова бывшего президента «Интерфакс-Украина».

Дело – труба

Наши предки зарабатывали на транзите еще во времена Киевской Руси, контролируя торговый путь «Из варяг в греки». Теперь роль Днепра, по которому сплавлялись купцы, выполняет украинская газотранспортная система (ГТС), а вместо мехов и пряностей нам приносит деньги природный газ.

В новой российской внешнеполитической доктрине записано, что она намерена участвовать в эксплуатации украинской ГТС и создании международного консорциума. Это желание может быть на руку Украине, которая давно и безуспешно ищет деньги на модернизацию своей «трубы». Но есть тут и угроза потерять контроль над ГТС.

В 2009 году по территории Украины в страны Европы и СНГ прошло 95,82 млрд. куб. м газа, что на 19,9% (на 23,78 млрд. куб. м) меньше, чем в 2008-м. Как сообщает «Интерфакс-Украина», в текущем году «Нафтогаз» планирует прокачать порядка 116 млрд. куб. м. Каждый год мы поставляем газ потребителям 19 европейских государств. По словам премьер-министра Николая Азарова, модернизация ГТС могла бы повысить ее пропускную способность до 200 млрд. куб. м.

Фото: www.bigness.ru

Но Россия и Европа уже разуверились в Украине как в надежном поставщике. Россия решила строить новые газопроводы в обход Украины. По словам министра топлива и энергетики Юрия Бойко, в случае запуска этих газопроводов объем транзита по украинской ГТС к 2015–2017 годам может сократиться в 5–6 раз, до 20 млрд. куб. м в год.

«Я на каждой встрече с Владимиром Путиным говорил: нерентабельно вам строить «Южный поток». Вам рентабельно уделить внимание модернизации украинской газотранспортной системы», – заявил в прошлую пятницу премьер-министр Украины Николай Азаров. По его словам, от «Северного потока» Россия уже не откажется – там строительство началось. А вот шанс остановить реализацию «Южного потока» еще есть.

Россия гнет свою линию – хочет получить максимальный контроль над украинской ГТС. Вот почему российский премьер Владимир Путин предлагал объединять «Газпром» и в 16 раз меньший «Нафтогаз» (Украина холодно отнеслась к этому предложению), а глава правления «Газпрома» Алексей Миллер напоминал, что «труба является ценным активом, только если она заполнена газом». Задача Украины – модернизировать свою ГТС на деньги Европы и России, но не потерять контроль над ней. Вице-премьер Сергей Тигипко еще в феврале говорил, что Украина могла бы сохранить за собой 50% в консорциуме по управлению ГТС, а вторую половину – разделить между инвесторами. При этом он предлагал обменивать активы в сфере добычи газа и его реализации. «Речь не идет о продаже за деньги: ГТС – объект стратегический, а деньги можно быстро проесть», – пояснял г-н Тигипко.

Фото: Макс Левин

Идея консорциума обсуждалась и ранее. В 2002 году президенты Леонид Кучма и Владимир Путин подписали документ о намерениях, где говорилось, что участники проекта «совместно, на основе консенсуса определят условия участия в консорциуме европейских газовых компаний и пригласят их к совместной деятельности». Заинтересованность тогда выказали некоторые крупные европейские компании, в том числе Ruhrgas (Германия), Gaz de France (Франция) и Eni (Италия).

Во время президентства Виктора Ющенко идея модернизации ГТС также не была забыта. Весной 2009 года Юлия Тимошенко, бывшая тогда премьер-министром, подписала договор о развитии украинской ГТС с представителями Еврокомиссии, Европейского инвестбанка, ЕБРР и Всемирного банка. Правда, это вызвало протесты России, которая не участвовала в подготовке договора. На переговорах речь шла о займе в размере $3,0185 млрд., хотя в приветственной речи г-жа Тимошенко называла еще большую сумму – $5,5 млрд. За эти деньги можно построить 13 стадионов «Донбасс-Арена», и еще сотня-другая миллионов останется. Условиями кредита были реформы в газовом секторе, которые так и не были реализованы.

Фото: www.rfi.fr

Первая сумма озвучивалась ранее специалистами европейской программы INOGATE, проводившими исследования украинской ГТС в 2003–2007 годах. Они пришли к выводу, что этих денег хватит для сохранения текущих эксплуатационных мощностей по прокачке газа в 2009–2015 годах. Вторая сумма, побольше, позволит увеличить объемы прокачки до 200 млрд. куб. м в год.

13 мая премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что переговоры по модернизации ГТС с участием России и стран ЕС завершатся к началу июля текущего года. «Возвращаемся к идее газотранспортного консорциума, прежде всего, имея в виду вложение необходимых ресурсов в полную замену труб и создание более мощных газоперекачивающих компрессорных станций», – заявил премьер. Ранее президент Виктор Янукович говорил, что процесс модернизации может занять пять лет.

Где Россия уже сильна

Оппозиция много говорит о том, что с приходом к власти Виктора Януковича российский капитал стал чувствовать себя в Украине как дома. Но на самом деле россияне уже давно неплохо себя чувствуют на многих украинских рынках. Так, по словам старшего аналитика инвесткомпании Dragon Capital Таисии Шепетько, доля российского капитала на украинском рынке мобильной связи – 51%.

В металлургических компаниях российский капитал составляет около 17%, добавляет старший аналитик Dragon Capital Сергей Гайда. «Россияне владеют 50%-ным пакетом акций «ИСД», что равно 12% всего объема украинского производства металлопродукции в 2009 году. Российский «Альфа банк», который приобрел ISTIL за долги, сосредоточил в своих руках 1,8% украинского рынка, а российский «Евразхолдинг» владеет Днепропетровским меткомбинатом, таким образом, имея 3,3% украинского рынка металлопродукции», – поясняет аналитик.

Правда, эксперты не видят в этом угрозы. «Российские компании не выступают как один игрок на рынке металлургии, а довольно жестко конкурируют, в том числе и друг с другом», – поясняет аналитик компании Concorde Capital Андрей Герус.

Прочные позиции россияне занимают и на рынке банковских услуг. Им принадлежит как минимум 10 учреждений из 175 действующих в Украине, как сказано на сайте Нацбанка. Но некоторые банки, которыми формально владеют, например, кипрские структуры, на самом деле принадлежат российскому бизнесу. Часть российских финучреждений входит в группу крупнейших по активам в Украине. Например, в первую десятку по величине активов попадают Проминвестбанк, ВТБ-банк и формально кипрский, а в реальности российский Альфа-банк. Если посмотреть, капиталистам из каких стран принадлежат крупнейшие банки, то окажется, что Украина контролирует около 35% активов системы, на втором месте россияне с 10%, а «бронза» – у Австрии с 6,19%.

Работают российские деньги и в других сферах. В продуктовом ретейле известны сети «Перекресток» и «Вестер», в производстве бензина и торговле топливом – «Лукойл» и «Татнефть», в медиа – украинские версии российских газет, в производстве продуктов питания – «Вимм-Билль-Данн» и проч.

Российские компании, в основном, отдают предпочтение инвестициям в базовые отрасли украинской экономики – ТЭК, химическую промышленность, металлургию, машиностроение и металлообработку, а также банковско-финансовый сектор. В последнее время также заметно увеличились инвестиции в строительство, гостинично-ресторанный бизнес и оптовую торговлю. На 1 января 2010 года объем прямых российских инвестиций в экономику Украины составил около $2,7 млрд. (примерно 7% от общего объема прямых иностранных инвестиций).

Влад Головин, Андрей Яницкий, «Левый берег»

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram