ГлавнаяЭкономикаДержава

Лучше жевать, чем ездить

Я сладкоежка и знаю толк в карамели, крендельках и печенье. Могу даже с гордостью потребителя отечественных сладостей заявить: украинский шоколад не уступает швейцарскому, превосходит американские батончики и уж точно не идет ни в какое сравнение с тем, что в России принято называть шоколадом.

Лучше жевать, чем ездить

Даже если вы не разделяете мой квасной патриотизм, то вы явно не будете оспаривать тот факт, что самые плохие украинские конфеты лучше, чем самый качественный украинский автомобиль, холодильник или газовая плита.

Оду, пропетую кондитерам, на свой адрес вполне могут отнести и отечественные производители масла, куриного мяса, табака, водки, пива, сыров, молочных изделий – одним словом, все те предприятия, что именуются статистикой агропромышленным комплексом. И тут вы тоже со мной вряд ли поспорите – большая часть нашей продуктовой тележки из супермаркета имеет местное происхождение.

Почему же мы научились хорошо делать одно и катастрофически не умеем другое?

АПК – один из немногих секторов нашей экономики, воссозданный с нуля и не основанный на индустриальном могуществе СССР. Это, безусловно, важный фактор, но не решающий. Автозаводы и отечественные производители бытовой техники тоже рапортовали о покупке новых линий, строительстве новых цехов.

Инвестиции? Без них трудно себе представить развитие Харьковской табачной фабрики, купленной Philip Morris International, Тростянецкой кондитерской фабрики – Kraft Foods, или «Сандоры», теперь принадлежащей PepsiCo. Но и машиностроение не обошлось без вливаний. ЗАЗ не без гордости заявляет, что за последние 10 лет его инвестиционная программа вылилась в 2,4 млрд. грн., а новый завод «Богдан» обошелся одноименной корпорации более чем в $330 млн. Однако мы по-прежнему недолюбливаем отечественный автопром. За что? За технологическую отсталость и качество, которым не могут похвастаться собираемые в Украине автомобили.

Потребители должны быть благодарны конкуренции – именно она дает возможность покупать инновационные, качественные и недорогие товары. Именно ей обязаны своему подъему кондитеры, табачники, водочники, птицеводы. Практически в каждой из пищевых отраслей есть два-три сильных производителя, неплохой спрос и привередливые покупатели – это и называется конкуренция.

Вдобавок ко всему не такие высокие пошлины на агропродукцию (после вступления в ВТО они составляют 5–10%) или вовсе не закрытые рынки позволяют иностранным игрокам вести борьбу за украинского потребителя.

Еще десять лет назад в аналогичном состоянии пребывал и авторынок. В 1999-м пошлина на ввоз автомобилей в Украину составляла всего 2–3%. Период низких пошлин закончился с появлением на украинских автозаводах новых собственников, имеющих мощное лобби в парламенте и правительстве. За 2003–2005 годы, с подачи владельца Запорожского автомобильного завода депутата Рады Тариэла Васадзе, таможенные платежи на импортные авто поднимались трижды и выросли до 25%. При этом нужно отметить, что детища отечественного автопрома не старались казаться доступными. Их цены росли следом за пошлинами, а качество оставалось неизменным.

Фото: Униан

Заградительные меры достаточно долго помогали хорошо зарабатывать украинской промышленности, однако теперь не могут даже защитить ее.

После вступления страны в ВТО украинский рынок стал открыт для импорта. Но не весь. С 25 марта по 7 сентября прошлого года в Украине действовала 13%-я временная надбавка к 10%-й пошлине на импортные машины и холодильники, но она так и не поспособствовала росту украинского автопрома. По данным ассоциации автопроизводителей «Укравтопром», в прошлом году производство легковых автомобилей снизилось на 83,6% по сравнению 2008 годом – до 65,65 тыс. За этот период, по данным Госкомстата, производство двух-, трехкамерных холодильников сократилось на 41,6% по сравнению с 2008 годом – до 325 тыс. штук.; обычных – на 29% до 157 тыс. штук; стиральных машин – на 28,6% до 164 тыс.

Еще два года назад такого развития событий можно было избежать, допустив на украинский рынок иностранных производителей. Но это потребовало бы колоссальных усилий от местной бюрократии: отказаться от лоббирования интересов приближенных бизнесменов, прикрываясь защитой национального производителя, и заняться настоящей работой. Последнее было выше их сил.

Еще в 2008 году PSA Peugeot Citroen хотела построить автомобильный завод во Львовской области, но передумала. Причину отказа губернатор Львовской области Микола Кмить тогда объяснил так: «Французы требуют льготный налоговый режим, но у нас и так налоги сравнительно невысокие. Кроме того, они хотят, чтобы мы провели к участку дорогу и газ – это уже слишком, пусть занимаются этим сами».

Но инвесторы любят, когда все делают за них. Именно поэтому маленький словацкий городок Жилино, который не побоялся выполнить аналогичные требования KIA, получили ?1 млрд. инвестиций, один из самых лучших автозаводов в Европе и 2 740 рабочих мест, которые не сокращались даже в кризис.

Еще не так давно стремительно растущие украинские рынки могли обеспечить западному инвестору 100, 200, 300 и даже 1000% рентабельности. Изголодавшиеся по высоким прибылям американские и европейские бизнесмены готовы были ради этого терпеть все неудобства, главными из которых были нечеловечное к ним отношение со стороны украинских бюрократов и бесконечные поборы. Сегодня украинская экономика в рецессии, сумасшедших прибылей – как не бывало. Думаете, теперь мы кому-то будем интересны?

Олег ПластовецьОлег Пластовець, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram