Улица Лютеранская – одна из самых престижных в столице. Она поднимается от Крещатика к дорогому району Липки, пересекая Банковую, где расположен Секретариат президента. Как раз на этом перекрестке стоит единственная в Киеве Лютеранская кирха. А рядом – административное здание общей площадью 7 030 кв.м. Один из корпусов здания, 1900 года постройки, внесен в список памятников исторического значения – тут располагалась лютеранская гимназия. А уже в советское время к бывшей гимназии пристроили еще два корпуса, и в здании обосновался Научно-исследовательский институт сахарной промышленности. Даже после кризиса цена квадратного метра на вторичном рынке в центре Киева не падает ниже $3 тыс. А в благополучные докризисные времена цену можно было называть любую, и покупатель все равно находился. Естественно, здание Института, рыночной стоимостью в пару десятков миллионов долларов, расположенное в непосредственной близости от Секретариата президента, не могло не привлечь внимание. Даже несмотря на то, что оно внесено в список построек, запрещенных к приватизации.
Фото: Мизаил Воронин
Скупой платит дважды
В июле 2004 года накануне президентских выборов Кабмин под руководством Виктора Януковича распорядился передать комплекс построек по ул. Лютеранской, 20 в оперативное управление Центризбиркома. При этом правительство разрешило ЦИК потратить 2,5 млн. грн на компенсацию незапланированных затрат, связанных с переездом НИИ сахарной промышленности. С первых же дней речь почему-то пошла обо всем комплексе зданий Института, расположенного не только в корпусе на Лютеранской, 20, но и в домах №18 и №18-А. Позже и в судах под адресом «Лютеранская, 20» понимали уже все три здания, в которых располагалось научное учреждение.
Министерство аграрной политики подыскало Институту сахара несколько помещений в другом научном учреждении – Институте технической теплофизики НАН Украины, который расположен на ул. Булаховского близ станции метро «Академгородок». И хотя новые помещения требовали капремонта, а площадей для нормальной работы Института сахара было недостаточно, началось переселение.
Но деньги со стороны ЦИК так и не поступили, ремонт в новых помещениях делать было не за что, да и за аренду платить было нечем. Поэтому бездомный Институт был вынужден вернуться на прежнее место. Эту историю «Левому берегу» первым рассказал президент Международной ассоциации офицеров спецподразделений по борьбе с оргпреступностью «Центр» (объединяет ветеранов спецподразделений МВД и ветеранов спецслужб) Александр Давиденко, а позже ее подтвердили работники НИИ сахарной промышленности.
В 2000 году Ассоциация заключила с Институтом десятилетний договор аренды площадей в здании на Лютеранской, 20. А когда в 2004 году дом передали ЦИК, выезжать отказалась. «Мы исходим из того, что у нас есть действительные договоры аренды», – говорит г-н Давиденко. Если бы ЦИК предложила арендаторам какие-то альтернативные площади, вопрос бы решился. Но говорить с ними никто не стал, их просто выгоняли на улицу. Причем делалось это довольно бесцеремонным образом.
"В течение суток вокруг здания возник строительный забор – кто-то готовился тут все перестраивать. Погода уже была со снежком, неважная. Институту дали команду выезжать. И вот все эти колбы, пробирки, другое их оборудование порубили, повыбрасывали, сгрузили на открытые машины и куда-то повезли, – рассказывает Александр Давиденко. – Точно так же поступили с редчайшей специализированной библиотекой. Эти книги грузили в открытые машины под этой слякотью, бросали их как попало – ценнейшую библиотеку, и вывозили в неподготовленные помещения. И все это происходило у нас на глазах. Дошло чуть ли не до физических столкновений. А чтобы нас отсюда выкурить, отключили свет, воду, тепло. Естественно, канализация тоже не работала. Всю систему отопления в этом здании заморозили – отключили при минусовой температуре, из-за чего все батареи пришли в негодность и до сих пор не работают".
К счастью для бездомных учреждений, Оранжевая революция сорвала процесс – у инициаторов передачи здания хватало других проблем.
Принудительное выселение
После событий 2004 года Верховная Рада дважды рекомендовала Кабмину вернуть здание на Лютеранской Институту (в 2005-м и в 2009 годах). А Министерство аграрной политики обращалось с такой просьбой к правительству трижды (в 2005-м, 2007-м и 2009 годах). Но Кабмин своего решения не отменил.
Теперь ЦИК судится с НИИ сахарной промышленности и арендаторами помещений сразу в трех судах и требует их принудительного выселения. Тяжбы тянутся годами, и все это время охраняют здание, ремонтируют его и платят за коммунальные услуги фактические, а не формальные владельцы.
Но со дня на день все может измениться. По одному из судебных споров ЦИК получила положительные решения и в первом, и в апелляционном суде. Институт НИИ подал кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд. Но тот уже месяц не приступает к рассмотрению жалобы, потому исполнительная служба готовится выполнить решение апелляционного суда о передаче здания в управление ЦИК. «Мы стали заложниками ситуации. Если нас отсюда выселят, а имущество куда-то увезут, то люди не смогут выполнять работу и не смогут получать зарплату. А это коллектив порядка 100 человек», – поясняет «Левому берегу» директор НИИ сахарной промышленности, д.т.н. профессор Сергей Василенко. Из-за сложившейся ситуации Институт уже страдает – у него нет юридического адреса, и в будущем он не сможет сертифицировать свои лаборатории.
Интересно, что раньше в одном из корпусов здания на Лютеранской располагалась школа, в которой, по словам Сергея Василенко, учился и нынешний руководитель ЦИК Владимир Шаповал. И когда корпус передавали Институту сахарной промышленности, Министерство пищевой промышленности построило в качестве компенсации новую школу в Киеве. «В советское время не могли просто так забрать здание, а в наше, выходит, могут», – удивляется Сергей Василенко.
Бездомные ветераны спецслужб
Чтобы выяснить позицию всех сторон конфликта, «Левый берег» обратился в ЦИК с просьбой о встрече с руководителем юридического отдела ведомства, а также передал в пресс-службу Комиссии ряд вопросов. Но ответа от ЦИК пока нет.
Между тем Александр Давиденко полагает, что в деле со спорным зданием может проявиться чей-то частный интерес. «Я думаю, что и Сергей Кивалов, который этот процесс инициировал, и ЦИК – это просто ширма. Скорее всего, здание хотят получить в свое распоряжение частные лица», – подозревает президент Ассоциации «Центр».
Еще в ноябре 2004 года ЦИК получила от Кабмина право на утверждение проекта реконструкции и реставрации здания на ул. Лютеранской, 20. По всей видимости, Александр Давиденко видел уже готовый проект в руках рабочих, которые в 2004–2005 годах приходили осматривать здание. «Существует проект перестройки здания, непонятно кем и когда оплаченный. Планируется полная перестройка, надстройка новых этажей. Денег у ЦИК даже на капремонт и содержание здания нет, в проекте бюджета на 2010 год такие деньги тоже не заложены. Все последние 5 лет на поддержку здания от ЦИК денег не поступало. Кто же будет делать эту реконструкцию?» – интересуется г-н Давиденко.