Потенциально это позволит увеличить поставки электроэнергии в ЕС на $300-500 млн, а в газовой сфере из транзитера превратить Украину в продавца российского топлива. Но для фактического вступления страны в организацию необходимо привести ее законодательство в соответствие с требованиями стран ЕС, отмечают эксперты.
В пятницу, 18 декабря, в хорватском Загребе Совет министров Евросоюза единогласно принял решение о вступлении Украины и Молдавии в Энергетическое содружество. Сейчас в организацию входит 21 страна, а ее задачами называются содействие в привлечении инвестиций в энергетическую отрасль стран–участниц содружества. Согласно Брюссельской декларации, подписанной в конце марта Украиной и Еврокомиссией, последняя обязалась содействовать в привлечении кредита на $2,57 млрд на реконструкцию и модернизацию украинской газотранспортной системы от европейских банков. Но кредит пока не выделен.
«Страна получает возможность участия во внутреннем рынке электроэнергии и газа ЕС и будет пользоваться всеми преимуществами европейского энергорынка с позиций равноправного участника»,– говорят в Минтопэнерго. Кроме того, это имеет важное значение для интеграции Украины в ЕС, добавляет представитель президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский. Потенциально за счет вхождения в содружество Украина может увеличить экспорт электроэнергии в ЕС на $300-500 млн в год, отмечают в Минтопэнерго. Но для этого страна должна присоединиться к Объединенной европейской энергосистеме (UCTE). «Энергетическое содружество не принимает окончательного решения в ЕС. Это структура, которая носит вспомогательный, технологический характер – это интеллектуальный центр ЕС в энергетической сфере»,– объясняет член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма (БЮТ).
Но окончательное присоединение Украины к содружеству состоится лишь после того, как страна преодолеет имеющиеся разногласия между ее законодательством и законодательством ЕС о газовом рынке. В частности, украинское законодательство по деятельности на рынке газа должно соответствовать директиве ЕС №55 от 2003 года, предусматривающей создание независимого оператора по транзиту газа и равный доступ операторов к газовой инфраструктуре. Александр Гудыма считает, что необходимо разделять членство Украины в Энергосодружестве на электроэнергетический и газовый рынки: «Украина экспортирует в страны Европы электроэнергию, производимую Бурштынской ТЭС, поэтому в этой сфере мы уже давно соответствуем стандартам Евросоюза, чего нельзя сказать о газовом секторе».
Тем не менее вхождение Украины в Энергосодружество позволит увеличить надежность поставок энергоносителей в ЕС и снизить риски конфликтов, в частности с «Газпромом», говорит ведущий эксперт Центра им. Разумкова Владимир Омельченко. Александр Гудыма напоминает, что присоединение Украины к европейскому рынку энергоресурсов делает возможным перенос продажи российского газа с польско-немецкой на российско-украинскую границу. «Для этого необходимо лишь консолидировать позиции Украины и Евросоюза как стран-потребителей и стран-транзитеров российского газа»,– отмечает он. Богдан Соколовский считает, что уже в 2010 году для этого могут быть созданы все необходимые технические условия.
Впрочем, в НАК «Нафтогаз Украины» отмечают, что перенос продажи российского газа на российско-украинскую границу возможен лишь в случае пересмотра договоров между странами–потребителями газа и «Газпромом». В российской монополии вчера от комментариев отказались. Но ранее подписание Брюссельской декларации вызвало жесткую критику российского премьера Владимира Путина, который предупредил, что в случае ее реализации Москва пересмотрит отношения с европейскими инвесторами в российской энергетике и снизит закупку газотранспортного оборудования в ЕС.