«Суд в своем определении запретил Фонду госимущества и конкурсной комиссии проводить конкурс и осуществлять действия по его подготовке»,– уточнил он.
В суде подтвердили эту информацию, при этом отметив, что дата рассмотрения дела по существу еще не определена. Ответчиками выступают Кабмин и Фонд госимущества, которые, как считает истец, нарушили процедуру проведения конкурса. «В частности, в распоряжении правительства стартовая цена выставляемого на продажу пакета акций ОПЗ определена в 3 млрд грн, а в конкурсных документах ФГИ – 4 млрд грн»,– рассказал Юхименко.
Факт подачи иска изданию подтвердил Александр Ярославский, основной владелец «Азота»: «Вокруг конкурса слишком много политики. Я не знаю, как его проводить в этой ситуации». Поддерживают обращение в суд и в ПриватБанке. «Конкурс не был подготовлен, как следует. Например, одно из условий приватизации – гарантии объема перевалки аммиака на пять лет вперед. Но в кризис ничего нельзя прогнозировать более чем на месяц»,– говорит зампред правления банка Тимур Новиков. Невыполнимым требование ФГИ по загрузке мощностей назвали и в «Еврохиме», а в «СИБУР-Минудобрения» обратили внимание на политические риски при продаже ОПЗ.
Несмотря на решение суда, Кабмин пока не отменил конкурс. В пятницу в пресс-службе правительства заверили, что он состоится в определенные ФГИ сроки. В Фонде решение суда не комментировали, так как еще его не получили. При этом отметили, что из 13 заинтересованных компаний гарантийный взнос для участия в конкурсе в размере 10% стартовой цены пакета на счет фонда перечислила всего одна. Как рассказали газете сразу несколько источников, эти средства – 400 млн грн ($49,96 млн) – перечислила «дочка» российского СИБУРа. В «СИБУР-Минудобрения» эту информацию не подтвердили, но и не опровергли: «Мы заявку не подавали, если есть информация о наших «дочках» – обращайтесь туда».
Правительство может оспорить определение окружного суда. «Если несогласные успеют подать апелляцию, конкурс можно будет проводить, но сделать это до 29 сентября практически невозможно»,– считает партнер юрфирмы Magisters Алексей Резников. По словам начальника аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, юридические риски слишком высоки, чтобы крупные инвесторы решились на покупку актива.
Старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Питер Келлер полагает, что Кабмин может пойти на приватизацию ОПЗ несмотря на экономическую нецелесообразность такого решения: «Учитывая сложную ситуацию с бюджетом, правительство будет пытаться продать ОПЗ. Возможно, даже по относительно низкой цене». По оценкам господина Келлера, в I полугодии 2008 года ОПЗ стоил $850 млн, сейчас – $200-500 млн. Марина Алексеенкова из «Ренессанс Капитала» уверена, что ОПЗ было бы выгоднее продать в 2010-2011 годах: «В 2010 году мы ожидаем роста цен на азотные удобрения, а следовательно, и увеличения стоимости их производителей».