«Любой спор будет решаться в рамках организации. Как минимум семь месяцев будет идти рассмотрение этого вопроса... Мы бегали на согнутых ножках перед странами ВТО до вступления, а теперь можем использовать эти механизмы для защиты своего производителя на равных с США, Францией или любой другой страной», - говорил Сергей Терехин журналисту «Левого берега» в прошлом году. Правда, тогда он хотел обойти нормы ВТО другим образом - отсрочить дату вступления в действие новых импортных пошлин. Впрочем, обо всем по порядку.
Тяжелый металл
Политика - это концентрированная экономика, говорил революционер Владимир Ульянов. Неудивительно, что вступление Украины в ВТО было продиктовано интересами богатейших людей страны - металлургов. На
долю горно-металлургического комплекса приходилось до 27% ВВП и свыше 40% всего экспорта. По данным World Steel Association, Украина в 2007 году была восьмой страной мира по объемам выплавки стали
(42,8 млн. тонн или 3,2% мирового объема). Но эта доля могла бы быть еще больше, если бы не квоты на экспорт металла в Европу. Хотя в июне 2007 года ЕС и увеличил квоты на поставку украинской
металлопродукции на 31,4% - с 1,005 млн. тонн до 1,32 млн. тонн, этого было мало: вступление в ВТО сулило полную отмену ограничений. Правительство даже пошло на выплату Кыргызстану $27,3 млн. - лишь
бы тот перестал блокировать вступление Украины в международную организацию и подписал необходимые бумаги.
Конечно, обывателей пытались убедить, что от членства в ВТО выиграют и потребители, что из-за снижения импортных сборов поползут вниз цены на товары, а их ассортимент увеличится. Но после вступления
страны в ВТО 16 мая 2008 года цены в магазинах резко не изменились - все выгоды от новых таможенных пошлин получили торговцы и перекупщики. Зато уже 28 мая, то есть через 12 дней после вступления в
торговую организацию, ЕС отменил квоты для некоторых видов стальной продукции из Украины.
Далеко не всем бизнесменам ВТО пришлась по душе. Больше других сетовали на судьбу таможенники, фермеры и автомобилестроители. Потери госбюджета от вступления в ВТО в I квартале 2009 года составили
707 млн. грн, убеждал весной председатель Гостаможслужбы Анатолий Макаренко. В апреле ассоциация «Виноградари и виноделы Украины» выступала против введения минимальных розничных цен на свою
продукцию, ведь тогда дешевое импортное вино заполонит рынок - ВТО не разрешает устанавливать минимальные цены на импорт. Но еще заметнее было беспокойство автомобилестроителей. После вступления в
ВТО импортная пошлина на ввоз новых иномарок снизилась более чем в два раза: с 25% до 10%. А фактически, с учетом налогов, отпускная цена упала еще больше. При этом ввозные авто на момент вступления
страны в ВТО занимали около 80% украинского авторынка и приносили импортерам в среднем $6-8 млрд. в год. По данным Госкомстата, в 2008 году в Украину было ввезено автомобилей на $11,37 млрд., что составляет 13,3% от всего объема импорта.
Автолобби
Отечественные автомобилестроители - тоже не последние люди в стране. Нардеп Тариэл Васадзе от БЮТ контролирует крупнейший Запорожский автозавод (корпорация
«Укравто»), владельцем корпорации «Богдан» называют председателя совета Нацбанка Петра Порошенко (группа «Укрпроминвест»). Депутат от Партии регионов Дмитрий Святаш является одним из собственников
корпорации АИС (также выпускает легковые авто). Их отчаянная борьба с низкими ввозными пошлинами достойна экранизации - столько сил приложили депутаты, чтобы защитить свой бизнес.
Сперва они даже не собирались менять пошлины в законе «О таможенном тарифе Украины». Страна уже согласилась с требованиями ВТО, а национальное законодательство оставалось прежним. Правительству
пришлось в ручном порядке выполнять международное соглашение, обязав Гостаможслужбу перейти на новые пошлины с 16 мая 2008 года. Это не понравилось автомобильному лобби, и уже 3 июня парламент
проголосовал за отсрочку введения новых пошлин до января 2009 года для некоторых товарных групп. От принятия закона выиграли бы не только автомобилестроители, но и кондитеры, животноводы и виноделы.
Но под давлением стран-членов ВТО (свои опасения начали выказывать европейские дипломаты) 20 июня президент ветировал закон об отсрочке.
В то время парламент работал уже с перебоями: депутаты поочередно блокировали трибуну, президент снова завел разговоры о досрочных выборах... В общем, автомобилестроители смогли вернуться к
наболевшему вопросу только в разгар кризиса в конце прошлого года. И в этот раз импортные автомобили попали в широкий перечень товаров, которые обязательно нужно обложить дополнительными пошлинами.
Небезызвестный г-н Терехин уверял, что нормы ВТО допускают введение дополнительных сборов, если платежный баланс страны находится в критическом состоянии. Сначала президент Виктор Ющенко ветировал
закон о дополнительной импортной надбавке. Тогда депутаты немного видоизменили закон и приняли его опять. Со второй попытки закон прошел и вступил в силу 7 марта. В список на ограничение попал целый
ряд товаров - от мяса, фруктов, спирта и угля до двигателей и автомобилей. Правда, через две недели Кабмин урезал перечень до двух групп товаров - автомобилей и холодильников. Так автомобильное лобби
добилось защиты своих интересов.
Кризис в помощь
Сложно сказать, продержались бы торговые ограничения так долго или нет, если бы не разгоревшийся в стране кризис. Автомобильные импортеры, конечно,
боролись с дополнительными сборами как могли: проводили пресс-конференции, круглые столы, давили на депутатов через СМИ. Но вряд ли они были сильно заинтересованы в отмене 13%-ной пошлины. Кризис
внес коррективы в развитие рынка. Закупленные еще в 2008 году автомобили мертвым грузом лежали на складах импортеров.
С начала года по июль продажи новых иномарок упали на 75,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го - до 74,365 тыс. единиц, говорится в аналитическом отчете международного автохолдинга
«Атлант-М». Продажи стали медленно расти только в июле, да и то лишь по отношению к предыдущему месяцу. В среднем импортеры начали продавать около 10 тыс. авто в месяц, хотя до кризиса эти объемы
были в 4-5 раз больше.
В январе-августе, по оценке ассоциации «УкрАвтоПром», падение продаж всех (не только импортных) новых автомобилей составило 72%. В частности, продажи легковушек снизились до 122 107 единиц
против 435 184 в прошлом году.
Раньше как минимум 40% всех автомобилей продавались в кредит. Теперь банки свернули кредитные программы, а доходы населения снизились. В итоге кризис (а не низкие пошлины ВТО) даже заставил
автоимпортеров снижать цены на свои автомобили, проводить свежие акции и придумывать способы кредитования покупателей.
При этом новые автомобили импортеры почти не завозили. «Везли только дорогие машины под заказ», - поясняет председатель Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. По
его словам, отмена 13%-ной пошлины скажется только на ценах таких дорогих авто, ведь в этом сегменте идет настоящая конкурентная борьба. Дешевые машины продавались со складов, потому на их цене
запретительная пошлина не сказалась. А новая партия легковых авто может вырасти в цене, ведь стоимость гривны продолжает падать.
Новые запреты
Между тем представитель БЮТ Сергей Терехин не сидел сложа руки и не дожидался спокойно отмены пошлины в размере 13%. За неделю до окончания срока действия
дополнительной импортной пошлины, 1 сентября, он с группой соавторов зарегистрировал проект закона №5080 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения (относительно
поддержки уровня занятости в Украине в условиях мирового финансового кризиса)».
Успех первого тайма матча «автопром-ВТО» воодушевил народного избранника на более изощренные методы поддержки отечественного автомобилестроения. Согласно законопроекту, с января 2010 года может быть
введен новый автомобильный сбор, а также новый аграрный сбор в размере 10%. Кризис не вечен, потому поборы будут действовать только три года - до января 2013-го. Собранные при помощи автомобильного
сбора средства будут направлены на дотирование отечественных автопроизводителей. Фактически депутат предлагает собирать деньги со всех торговцев машинами, а возвращать только украинским
производителям. Причем, согласно проекту, представители отечественного автопрома могут даже не платить новый сбор, если откажутся от дотаций. Судя по тому, как наше государство возвращает уплаченный
экспортерами НДС, отечественные производители не будут участвовать в этой игре. То есть фактически норма о новых сборах коснется только импортеров.
Чтобы поддержать автопром, Кабмин мог бы прибегнуть и к другим методам, считают участники рынка. Пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля говорит, что можно было бы по примеру Европы и США
возвращать покупателям автомобилей украинского производства $1,5-2 тыс. за сдачу в утиль старой машины. Или возвращать им НДС, который они уплатили при покупке автомобиля. «В этом случае рынок
увеличится практически на число автомобилей, проданных со льготами», - считает г-н Красуля. То есть льгота для 500 тыс. покупателей увеличит рынок до уровня прошлого года - 620 тыс. авто. «При рынке
в 620 тыс. будут загружены производственные мощности всех украинских автосборочных заводов. Пополнится бюджет, будут рабочие места, оживет экономика», - рассуждает Сергей Красуля.
А импортерам вообще не нужна никакая поддержка, чтобы оживить продажи. Главное - чтобы государство не вводило новые налоги, пошлины и акцизы, считает директор департамента маркетинга и рекламы
компании «Торговый дом «НИКО» (импортер Mitsubishi) Ярослав Вовк.