Все это дает нашим чиновникам новый повод хвастаться своими антикризисными умениями, дарит им новое оправдание необходимости собственного существования. Политики будут говорить, что «экспорт обогнал импорт». Но не спешите им верить.
Слово «обогнал» тут – явная ложь.
В реальности некогда бурная река импортных товаров пересохла наполовину (минус 50,7% к январю 2008 года), тогда как ручеек экспорта обмелел только на треть (минус 32,7%). Общий оборот товаров снизился на 38,8% – к уровню того самого 2006 года, когда вывозили больше, чем ввозили. То же и с услугами: на 22,9% упали объемы экспорта, на 26,2% – импорта.
Ударили по импорту январские газовые дрязги Украины с Россией. Поставки минеральных продуктов, к которым относится и голубое топливо, упали в 2,6 раза. Не лучшим образом на покупательной способности украинцев сказался и резкий скачок курса доллара, который с августа подорожал на 40-45%. Одновременно в стране прошли первые волны сокращений зарплат и персонала. А банкиры прекратили раздавать кредиты налево и направо. В итоге продукты машиностроения (новенькие иномарки, механические и электрические приборы и оборудование) остались невостребованными – сокращение в 2,8 раза. Контрольным выстрелом по внешнеэкономической деятельности было прошлогоднее решение правительства об ограничении надбавки на цены лекарств. В итоге в январе в страну завезли в три раза меньше импортных медикаментов, чем в декабре. А в целом импорт продукции химической промышленности сократился в 1,7 раза по сравнению с объемами января прошлого года.
Казалось бы, национальная экономика и так при смерти. Оборот товаров и услуг замедлился донельзя. Тут бы стимулировать внутренний спрос госзаказом, или снизить налоговый гнет на частника, или ослабить бюрократическую узду. Вместо этого власти принялись добивать лежачего. Депутаты провели (а президент – подписал) закон о введении временной дополнительной 13%-ной пошлины на ввоз большой группы иностранных товаров (от автомобилей, одежды, продуктов питания до ядерных реакторов). В список попал даже такой сакральный для страны продукт как сало. Зато отдельно в законе вынесена товарная позиция 0511 10 00 00 – «сперма быков». На нее депутаты повышать импортную пошлину не стали. Через год после кризиса 1998-го правительство Украины уже прибегало к схожим мерам. Тогда был ограничен ввоз в страну всех товаров, кроме так называемого «критического импорта» – всего порядка 40 позиций. Среди которых были такие «критические» для страны товары как мех норки и алмазы. Не удивительно, что подобные манипуляции экономисты склонны считать лоббистскими.
Но в 1998 году Украина еще не была членом ВТО и была относительно свободна в своих действиях. Тогда как решение в 2009 году вызвало резкую реакцию Европейской комиссии. Уже в мае страны ЕС могут решиться на ответные действия против наших экспортеров.
Чтобы уж окончательно закрыть границы, 16 марта Кабмин одобрил запрет на закупку импортной сельхозтехники за государственные деньги. А с июня вступит в силу постановление Кабмина о порядке регистрации генетически модифицированных организмов, которые содержатся в продуктах, косметике и лекарствах. Все ввозимые товары будут проходить экспертизу на границе, что также затруднит жизнь импортерам.
Итог слаженных антикризисных действий депутатов, правительства и президента неутешителен. Для потребителей подорожали зарубежные товары, сократился их ассортимент, а наши бизнесмены сидят без заказов на голодном пайке. Преграды для импорта – это и преграды для новейшего оборудования, сырья для наших переработчиков и других необходимых материалов.
Хотя избранные производители (как правило, представленные в парламенте) добились для себя тепличных условий и будут работать практически без конкуренции. К чему приводит такая поддержка наших производителей, легко увидеть на примере рынка легковых авто. Вершиной отечественного автопрома до сих пор остаются чудо-машины «Таврия» со «Славутой».