Открывшиеся в начале года групповая выставка “Вспомнить день прошедший” и персональная выставка Никиты Кадана “Камень бьет камень”, а также стартовавшая в июле камерная “Vukojebina” Николая Кaрабиновича, будто все дополняют друг друга в попытке уловить дух времени через преломления современного в гранях личной, национальной и наднациональной памяти. При этом каждый проект по-своему с этой задачей не справляется.
“Вспомнить день прошедший” позиционируется как начало нового цикла выставок, где работы украинских художников из коллекции ПАЦ из девяностых-нулевых будут представлены в диалоге с искусством, специально созданным для конкретной выставки. Существенно ограничив инвестиции в любое зарубежное искусство за пределами проекта Future Generation Art Prize, т.е. перестав пополнять коллекцию работами художников-селебрити вроде Демиана Херста, Джеффа Кунса или Маурицио Каттелана, титульный спонсор арт-центра своего имени “обрек” его на то, чем ему стоило заниматься с момента основания - фокус на украинской среде и контексте, с редкими вылазками в мир. Главный куратор Гельдхоф прекрасно вписался в эту ситуацию, доведя до совершенства технологию создания однообразных кураторских высказываний на темы, сошедшие со страниц журнала Economist, вроде “Fragile State” или “И снова демократия?”. Ну а теперь он весьма эффективно применил эту технологию к украинскому искусству и истории.
Как и в случае с двумя упомянутыми выставками Гельдхофа прошлых лет, “Вспомнить день прошедший” представляет из себя “винегрет” из работ из коллекции ПАЦ и предоставленных или специально созданных работ украинских художников, выданный за полный рефлексии диалог. Диалог здесь безусловно происходит - в том смысле, что он неизбежен, когда в одно пространство помещена картина “Алеет восток или сон поэта” Александра Ройтбурда и, к примеру, MOBY-DICK Сергея Браткова, где огромная туча поглощает небо, или работы Олега Голосия “Желтая комната” и “Бегущие от грозы” противопоставленные серии Wasted Youth Саши Курмаза, чтобы проиллюстрировать тревожное предчувствие радикальных перемен.
Несмотря на всю эту спонтанную диалектику, основная проблема со “Вспомнить день прошедший” - это несоответствие масштаба кураторского высказывания масштабу заявленной темы. Осмысление истории Украины от Голодомора до современности через работы разных поколений украинских художников едва ли возможно успешно реализовать в двух залах артцентра дюжиной работ. Ну а если все же попробовать реализовать, то получится именно то, что получилось в ПАЦ - полная аналитической серьезности открытка про “Украину-в-сознании-куратора-экспата”, где был Голодомор и девяностые, а теперь рейвы, декомунизация и тревожность.
Вполне ожидаемо в серьезности и отсутствии самоиронии не отказывает зрителю главный художник “поколения ПАЦ” Никита Кадан со своей большой персональной выставкой “Камень бьет камень”. В случае с Каданом реактуализация прошлого в настоящем посредством искусства тесно связана с практикой художника последних лет и оттого выставка выглядит куда более цельной, осмысленной и изящной, чем соседняя групповая.
В этом исследовании и интерпретации травматичных событий двадцатого века и современности художник представил работы созданные за последние несколько лет в диалоге с наследием авангарда. Используя концепцию философа Вальтера Беньямина “Прыжок тигра”, заявленный в том числе в рамках выставки в одноименной работе, Кадан раз за разом отправляется в прошлое, вырывает его из линейного контекста и наполняет актуальным настоящему смыслом. Так, к примеру, вдохновленные Василием Ермиловым и Казимиром Малевичем конструкции дополняются элементами враждебной реальности вроде сожженного дома или посуды найденной на руинах в зоне боевых действий.
Для институции вроде ПАЦ в ее текущем состоянии Никита Кадан - идеальный художник. Он вовремя чувствует актуальные тренды, его искусство понятно и приемлемо на международной арт-сцене. Также Кадан вполне самодостаточен как куратор своих проектов, и “Камень бьет камень” не исключение - степень участия куратора Гельдхофа в ней либо невелика, либо настолько филигранна, что едва ощутима.
Своеобразным антитезисом к двум описанным выше проектам выступает выставка-жест Николая Кaрабиновича “Vukojebina”. Нецензурное хорватское слово, обозначающее буквально “место, где спариваются волки”, было использовано местными медиа для перевода фразы Дональда Трампа про страны с большим количеством эмигрантов (“shithole countries”). В небольшом зале ПАЦ Карабинович весьма прямолинейно разворачивает это гипотетическое пространство с переплетенными в порывах страсти чучелами волков, неоном, музыкой Джорджа Майкла, а также забавным и немного страшным видео про украинку, которая застряла в заборе на границе Украины с Польшей.
Среди тех, с кем активно сотрудничает ПАЦ, Карабиновича выделяет в первую очередь наличие продуктивной иронии и самоиронии. Черпая вдохновение из низовой и массовой культуры, время от времени позволяя себе заступить за красные линии конъюнктуры, китча и концептуальной зауми, художник и его “Vukojebina” сообщают нам о современном мире куда больше, чем злободневные групповые проекты арт-центра, а также о том, что серьезным быть не только страшно, но и невероятно скучно.