"Любой ценой" (Hell or High Water)
Два брата грабят отделения одного и того же банка по пыльным техасским городкам. Ловит их суровый техасский рейнджер в исполнении Джеффа Бриджеса, которому накануне почётной и ненавистной пенсии подсунули напарника индейского происхождения. Наверное, самый необъяснимый оскаровский номинант. Нет, это крепкий и хороший фильм, но подобные ему вещи появляются почти каждый год и практически никогда не претендуют на главную награду Американской киноакадемии.
Фильм очаровательно пытается прикрыть свои чисто жанровые корни под концептуальной басней про нынешнее положение дел в Америке и очень мило напрягается, чтобы показать себя чем-то вроде авторского кино.
На самом деле это снова старая история про ограбленных по умолчанию плохими банками людей, которые возвращают своё с оружием в руках. Бриджес, кажется, не напрягаясь, блестяще выдаёт свои иронично-хамские перлы целыми очередями, техасский колорит в фильме зашкаливает, а Бен Фостер и Крис Пайн в роли братьев, объединившихся ради благой цели, смотрятся хорошо и довольно органично. Но в вообще загадка, почему "Любой ценой" объявился на "Оскаре". Одна из версий – очень заметная генетическая связь этого фильма с традиционным американским кино, а не глобализированным продуктом, который Голливуд все чаще выдаёт.
Что получит: у фильма четыре номинации, и ни в одной его позиции не выглядят особенно сильно. Пожалуй, призрачная возможность получения статуэтки есть только у Джеффа Бриджеса – за второстепенную мужскую роль.
"Манчестер у моря" (Manchester by the Sea)
Апатичный и потерявший интерес к жизни Ли Чандлер (Кейси Аффлек) приезжает из Бостона хоронить брата, узнаёт, что назначен опекуном над его сыном и пытается заново начать жить в городке, где он пережил ужасающую трагедию, превратившего его в живой труп. Получается так себе.
"Манчестер у моря" должен был занимать квоту маленьких инди-фильмов, присутствие которых в главных номинантах за последние годы стало почти обязательным. Как правило, ни на что серьёзно они не претендуют, но случай с фильмом Кеннета Лоннергана немного другой.
Стартовав с премьерой ещё в Санденсе в начале прошлого года, этот фильм уверенно дошёл до шести номинаций, включая и главную, совершенно не зря. Это действительно очень сильная драма без всяких приставок и оговорок, которая идёт не самым простым путём и от этого только выигрывает. Простой и линейный фильм почти не содержит действительных сюжетных сюрпризов, но благодаря постоянным флэшбекам создаёт чувство фаталистического ожидания того, что случилось в жизни героя. В его сухом остатке – не столько надежда, сколько то финальное расширение жизненного пространства героя, которое выглядит, увы, правдоподобным.
Что получит: Из всех номинаций самые реальные шансы пожалуй только у двух – за оригинальный сценарий и за лучшую мужскую роль у Кейси Аффлека. Лоннерган должен – с третьей попытки – получить "Оскара" за сценарий, а у Кейси есть серьёзный конкурент – Дэнзел Вашингтон. Хотя если Аффлек-младший не получит свою награду за эту роль, это будет чистый грабёж.
Где посмотреть: В Киеве фильм можно будет посмотреть в рамках Фестиваля американского кино "Независимость" 2 и 4 марта. В прокате не предвидится.
"Лавинг" (Loving)
Название "Лавинг" пользуется той удивительной двузначностью. которую ей подарила сама история. В 1967 году Верховный суд США сломал одну из главных опор сегрегационной политики южных штатов, которая держалась вплоть до 1960-х годов, подтвердив право на брак неотъемлемым правом человека.
Ричард и Милдред Лавинг, межрасовая пара, изгнанная из родного штата Вирджинии за 9 лет до происходящих в фильме событий, могла наконец-то вернуться домой и их никто не посадил бы за это в тюрьму. В стандартном голливудском байопике, конечно, мы бы увидели и пламенные речи в суде, и душераздирающие сцены насилия над правами человека. Но Джефф Николс снял концептуально тихий фильм, которого куда больше заботит повседневность, которую лишили шанса быть неприметной. Его герои не очень много говорят, а когда говорят, то шекспировским красноречием тоже не поражают.
Что получит: Свою единственную номинацию за главную женскую роль для Рут Негги фильм не обратит в статуэтку ни при каких обстоятельствах. Слишком сильные конкурентки. Но академики проглядели куда более сильную роль в фильме – Джоэла Эджертона в роли Ричарда Лавинга.
Где посмотреть: Два сеанса в Киеве 3 и 5 марта в рамках Фестиваля американского кино "Независимость" 2 и 4 марта. В прокате идти не будет.
"По соображениям совести" (Hacksaw Ridge)
Внезапное возвращение Мэла Гибсона из глубочайшей дыры, в которую он сам себя загнал своим скверным характером и отвратительными поступками за последние годы – самое главное чудо "Оскара".
В целом, новый фильм – это старый и недобрый Мэл с его маниакальной фиксацией на насилии и то и дело пролетающими в кадре оторванными конечностями. Его герой – реальное историческое лицо, Десмонд Досс, первый отказник совести по религиозным соображениям, награждённый высшей военной наградой США за то, что во время боёв в Окинаве спас жизни 75 солдатам, вынеся их с поля боя.
Гибсон, как и многие слишком серьёзные режиссёры, может быть ужасно пафосным и скатываться в китч. В его новом фильме много клише, посредственных или вообще плохих эпизодов, и, к тому же, местами слишком заметно, что Гибсон просто долго не снимал. Но в лучшие свои моменты это очень мощный, прущий в лобовую атаку на зрителя фильм, режиссёр которого обладает очень ярким талантом создавать сильные визуальные образы.
Что получит: У фильма хорошие шансы на награды по техническим номинациям. Наверное, существуют шансы получить "Оскар" за монтаж ввиду чрезвычайной интенсивности второй части фильма. В остальных трёх номинациях у фильма никаких шансов. По делу.
"Ла Ла Лэнд" (La La Land)
Скорее всего, будущий обладатель главного "Оскара" – за лучший фильм 2016 года. Наверное, потому что в этом печально-счастливом мюзикле о любви под знаком преходящести всего и вся выдержана самая нужная пропорция горечи и сладости. Прикидывающийся мюзиклом о романе джазового пианиста и начинающей актрисы в декорациях Лос-Анджелеса, города, так легко забывающего о своём прошлом, всего второй фильм Демиена Шазеля лишь пользуется некоторыми чертами этого жанра. В мюзикле всегда реальность слишком легко перетекала в фантазию, и "Ла Ла Лэнд" использует это на всю катушку.
Если применять к фильму строгий профессиональный танцевальный и вокальный уровень более традиционного мюзикла, то фильм вряд ли выдержит серьёзную критику. Его герои не слишком элегантно танцуют и не слишком хорошо поют. Но их любовь, их пение и танец – это обоюдная фантазия, ностальгирующая по прежним временам, когда трава была зеленее, а джаз – более "настоящим". И пока жива эта одна на двоих фантазия – жива и их любовь.
Что получит: по всем признакам и режиссёр и продюсеры фильма могут расчищать свои каминные полки для позолоченной фигурки. Очень хорошие шансы на "Оскар" у Эммы Стоун за главную женскую роль, за операторскую работу, за музыку и за песню (очень прилипчивую City of Stars). В остальных номинациях конкуренция сильнее.
Где смотреть: Если остался в прокате – в местных кинотеатрах.
"Скрытые фигуры" (Hidden Figures)
Довольно неожиданно "Скрытые фигуры" стали большим хитом в США, обойдя даже "Ла Ла Лэнд" по внутренним сборам. В мире история трёх чернокожих женщин в НАСА в 50-60-е годы, без которых Америка ни за что бы не полетела в космос, на что намекает фильм, вызовет меньший интерес, но своего зрителя найдёт.
С другой стороны, это как раз кино, снятое с большим вниманием к тому, чтобы угодить именно зрителю. Здесь есть умеренный пафос, юмор, целых три сюжетных линии – и в итоге довольно много штампов, которые делают его лёгким для просмотра, но не более того.
«Скрытые фигуры», скорее, ансамблевый фильм, где нет выделяющихся ролей, а самая запоминающаяся сцена – это не речи героинь против сегрегации, а действия: магически появляющийся и исчезающий чайник в зале математиков НАСА и восстанавливающий справедливость акт вандализма героя Кевина Костнера по отношению к туалетной вывеске. Поэтому несколько удивительна индивидуальная актёрская номинация у Октавии Спенсер, роль которой никак не выделяется на общем фоне и не имеет ни одной индивидуальной сильной сцены.
Что получит: у фильма очень мало шансов получить хоть что-нибудь. Зато чем больше на "Оскаре" хитов, тем выше рейтинги у трансляции самой церемонии.
Где посмотреть: в прокате с 27 апреля
"Ночные животные" (Nocturnal Animals)
Вторая режиссерская работа Тома Форда, куда он заангажировал Эми Адамс, Джейка Джилленхолла, Аарона Тейлора-Джонсона и Майкла Шэннона. Последний – единственный из актеров, отмеченный номинацией на "Оскар".
Адамс играет известную галеристку, чей бывший муж (очевидно, Джилленхолл) присылает рукопись романа о банде психопатов, похищающих женскую половину семьи главного героя. Герой, выброшенный на дорогу посреди пустыни, обнаруживает, что жену и дочь (подозрительно рыжих, чтобы не начать ассоциировать их героиней Адамс) изнасиловали и жестоко убили.
История о мести в рамках одной странной супружеской пары и неизданного романа – отличное пространство для клаустрофобического триллера, коим "Ночные животные" норовят прикинуться. Форд показывает, как со времен "Одинокого мужчины" успел нарастить режиссерские мускулы – сцены из книги поставлены в лучших традициях nailbiting фильмов, а вот в остальном приходится поверить Форду на слово: страдающая в холодных интерьерах Сьюзен и невидимый мстящий бывший супруг – слишком абстрактные сценарные конструкции, чтобы в них можно было уверовать. Впрочем, "Ночные животные" – из тех фильмов, что непременно нужно досмотреть до конца: эффект от полного осознания замысла должен настигнуть всех и в одночасье.
Что получит: К сожалению, Эми Адамс обделили номинацией как за эту роль, так и за роль в "Прибытии", поэтому у "Ночных животных" больше шансов нет.
Где смотреть: В рамках фестиваля американского кино "Независимость".
"Джеки" (Jackie)
Второй фильм Пабло Ларраина в 2016 году: "Неруда", выдвинутый Чили в номинации "Лучший иностранный фильм", не попал в номинацию, а вот "Джеки" претендует на награды в актерской категории, а также в номинациях "Лучший саундтрек" и "Лучшие костюмы".
Последние два в фильме действительно хороши. За саундтрек отвечает авторка музыки к "Побудь в моей шкуре" Мика Ливай, а с костюмами все и так понятно: начиная с знаменитого костюма Шанель, в котором Джеки Кеннеди была во время убийства JFK, и заканчивая всем остальным, что носила икона стиля после.
Собственно, и фильм охватывает именно этот период времени: с момента, когда Джеки поправляет макияж перед зеркалом в самолете, летящем в Даллас, до интервью журналисту журнала Life, которое она дала спустя несколько недель после убийства Президента, отвлекаясь на флэшбек: репортаж из Белого Дома, когда Джеки Кеннеди сделала ремонт и поменяла мебель, чтобы восстановить в главном доме США дух истории.
Это не обычный байопик, каким его привыкли видеть зрители: родился – сгодился – умер, а история об одномоментной потере женщиной своей власти. Да, Джеки не ограничивалась одним Кеннеди и сфера ее влияния распространялась и дальше, но конкретно в этот момент вся ее власть была сконцентрирована именно в фигуре JFK. Потерю мужа, а вместе с ним и символического капитала, наращиваемого ею не то сознательно, не то нечаянно, и фиксирует Ларраин.
Что получит: шансы Портман на второй "Оскар" затерты противостоянием Эммы Стоун и Изабель Юппер. А вот за костюмы вполне.
Где смотреть: В широком прокате в начале марта.
"Лунный свет" (Moonlight)
Фильм Барри Дженкинса – главный конкурент "Ла Ла Лэнда" в борьбе за награду за лучший фильм года.
Тонкая драма о молодом человеке, выросшем в Майями, – из тихого подростка, которого доставали однокашники, в полноценного члена криминального сообщества. Будучи подростком, Чирон осознает свою гомосексуальность, а на этапах взросления прячет ее куда подальше, чтобы потом о ней вспомнить – в самых трогательных и искренних сценах американского независимого кино за последние годы.
Дженкинс разбивает свой фильм на три равные части, решает их разными цветовыми гаммами, но по-настоящему фильм начинает работать в начале третьей части. Это очень чувственное кино, тема которого – слишком легкая приманка для тех, кто любит манипуляции, но если присмотреться: "Лунный свет" – настоящее сокровище нынешнего "оскаровского сезона". Даже если ничего не получит.
Что таки получит: У фильма Дженкинса – 8 номинаций, из которых – одна награда верна: для Махершалы Али за мужскую роль второго плана.
Где смотреть: На фестивале американского кино "Независимость".
"Женщины ХХ века" (20th Century Women)
Новый фильм от Майка Миллса режиссера "Начинающих" – нетривиальной мелодрамы с Эваном Макгрегором и Мелани Лоран.
Антураж – 70-е, дом, в котором живет квази-коммуна: 55-летняя Дороти (Аннетт Бэнинг) и ее 15-летний сын Джейми делят крышу с Эбби (Грета Гервиг), которая увлекается фотографией, и Уильямом (Билли Крудап), который помогает делать ремонт. Время от времени к Джейми приходит ночевать его подруга Джулия (Элль Фаннинг).
Разница в возрасте между матерью и сыном принуждает первую попросить обитающих в доме женщин помочь в воспитании подростка и рассказать ему о современной жизни. Все заканчивается чтением феминистических манифестов и сексуальным просвещением, но не это самое главное: главное – что через трех героинь Миллс описывает жизнь женщины в послевоенном США. Отягощенная прошлым героиня Бэннинг, ненадолго фрустрированная героиня Гервиг и потерявшаяся в возможностях и условностях сексуальной революции героиня Фаннинг – все они живые, наполненные иронией персонажи, в которых узнаешь себя.
"Женщины ХХ века" сделаны так, что двух часов экранного времени вполне может оказаться недостаточно: после успеха "Безумцев" фильм Миллса вполне мог бы потянуть на целый сериал.
Что получит: Несправедливо обделенные номинациями (только одна – за сценарий), "Женщины" и так справятся: один из самых любопытных фильмов этого сезона, хоть и без вороха статуэток.