ГлавнаяКультура

10 "оскаровских" фильмов, которые нельзя пропустить

В грядущее воскресенье – в ночь с 26 на 27 февраля в Лос-Анджелесе раздадут "Оскары", на чем завершится сезон кинонаград в Голливуде.

Главный фаворит: мюзикл "Ла Ла Лэнд", о которых сломалось немало копий, но, тем не менее, LB.ua предлагает вашему вниманию обзор 10 фильмов, которые стоит посмотреть, независимо от того, получат они награды, или нет.

"Любой ценой" (Hell or High Water)

Два брата грабят отделения одного и того же банка по пыльным техасским городкам. Ловит их суровый техасский рейнджер в исполнении Джеффа Бриджеса, которому накануне почётной и ненавистной пенсии подсунули напарника индейского происхождения. Наверное, самый необъяснимый оскаровский номинант. Нет, это крепкий и хороший фильм, но подобные ему вещи появляются почти каждый год и практически никогда не претендуют на главную награду Американской киноакадемии.

Фильм очаровательно пытается прикрыть свои чисто жанровые корни под концептуальной басней про нынешнее положение дел в Америке и очень мило напрягается, чтобы показать себя чем-то вроде авторского кино.

На самом деле это снова старая история про ограбленных по умолчанию плохими банками людей, которые возвращают своё с оружием в руках. Бриджес, кажется, не напрягаясь, блестяще выдаёт свои иронично-хамские перлы целыми очередями, техасский колорит в фильме зашкаливает, а Бен Фостер и Крис Пайн в роли братьев, объединившихся ради благой цели, смотрятся хорошо и довольно органично. Но в вообще загадка, почему "Любой ценой" объявился на "Оскаре". Одна из версий – очень заметная генетическая связь этого фильма с традиционным американским кино, а не глобализированным продуктом, который Голливуд все чаще выдаёт.

Что получит: у фильма четыре номинации, и ни в одной его позиции не выглядят особенно сильно. Пожалуй, призрачная возможность получения статуэтки есть только у Джеффа Бриджеса – за второстепенную мужскую роль.

"Манчестер у моря" (Manchester by the Sea)

Апатичный и потерявший интерес к жизни Ли Чандлер (Кейси Аффлек) приезжает из Бостона хоронить брата, узнаёт, что назначен опекуном над его сыном и пытается заново начать жить в городке, где он пережил ужасающую трагедию, превратившего его в живой труп. Получается так себе.

"Манчестер у моря" должен был занимать квоту маленьких инди-фильмов, присутствие которых в главных номинантах за последние годы стало почти обязательным. Как правило, ни на что серьёзно они не претендуют, но случай с фильмом Кеннета Лоннергана немного другой.

Стартовав с премьерой ещё в Санденсе в начале прошлого года, этот фильм уверенно дошёл до шести номинаций, включая и главную, совершенно не зря. Это действительно очень сильная драма без всяких приставок и оговорок, которая идёт не самым простым путём и от этого только выигрывает. Простой и линейный фильм почти не содержит действительных сюжетных сюрпризов, но благодаря постоянным флэшбекам создаёт чувство фаталистического ожидания того, что случилось в жизни героя. В его сухом остатке – не столько надежда, сколько то финальное расширение жизненного пространства героя, которое выглядит, увы, правдоподобным.

Что получит: Из всех номинаций самые реальные шансы пожалуй только у двух – за оригинальный сценарий и за лучшую мужскую роль у Кейси Аффлека. Лоннерган должен – с третьей попытки – получить "Оскара" за сценарий, а у Кейси есть серьёзный конкурент – Дэнзел Вашингтон. Хотя если Аффлек-младший не получит свою награду за эту роль, это будет чистый грабёж.

Где посмотреть: В Киеве фильм можно будет посмотреть в рамках Фестиваля американского кино "Независимость" 2 и 4 марта. В прокате не предвидится.

"Лавинг" (Loving)

Название "Лавинг" пользуется той удивительной двузначностью. которую ей подарила сама история. В 1967 году Верховный суд США сломал одну из главных опор сегрегационной политики южных штатов, которая держалась вплоть до 1960-х годов, подтвердив право на брак неотъемлемым правом человека.

Ричард и Милдред Лавинг, межрасовая пара, изгнанная из родного штата Вирджинии за 9 лет до происходящих в фильме событий, могла наконец-то вернуться домой и их никто не посадил бы за это в тюрьму. В стандартном голливудском байопике, конечно, мы бы увидели и пламенные речи в суде, и душераздирающие сцены насилия над правами человека. Но Джефф Николс снял концептуально тихий фильм, которого куда больше заботит повседневность, которую лишили шанса быть неприметной. Его герои не очень много говорят, а когда говорят, то шекспировским красноречием тоже не поражают.

Что получит: Свою единственную номинацию за главную женскую роль для Рут Негги фильм не обратит в статуэтку ни при каких обстоятельствах. Слишком сильные конкурентки. Но академики проглядели куда более сильную роль в фильме – Джоэла Эджертона в роли Ричарда Лавинга.

Где посмотреть: Два сеанса в Киеве 3 и 5 марта в рамках Фестиваля американского кино "Независимость" 2 и 4 марта. В прокате идти не будет.

"По соображениям совести" (Hacksaw Ridge)

Внезапное возвращение Мэла Гибсона из глубочайшей дыры, в которую он сам себя загнал своим скверным характером и отвратительными поступками за последние годы – самое главное чудо "Оскара".

В целом, новый фильм – это старый и недобрый Мэл с его маниакальной фиксацией на насилии и то и дело пролетающими в кадре оторванными конечностями. Его герой – реальное историческое лицо, Десмонд Досс, первый отказник совести по религиозным соображениям, награждённый высшей военной наградой США за то, что во время боёв в Окинаве спас жизни 75 солдатам, вынеся их с поля боя.

Гибсон, как и многие слишком серьёзные режиссёры, может быть ужасно пафосным и скатываться в китч. В его новом фильме много клише, посредственных или вообще плохих эпизодов, и, к тому же, местами слишком заметно, что Гибсон просто долго не снимал. Но в лучшие свои моменты это очень мощный, прущий в лобовую атаку на зрителя фильм, режиссёр которого обладает очень ярким талантом создавать сильные визуальные образы.

Что получит: У фильма хорошие шансы на награды по техническим номинациям. Наверное, существуют шансы получить "Оскар" за монтаж ввиду чрезвычайной интенсивности второй части фильма. В остальных трёх номинациях у фильма никаких шансов. По делу.

"Ла Ла Лэнд" (La La Land)

Скорее всего, будущий обладатель главного "Оскара" – за лучший фильм 2016 года. Наверное, потому что в этом печально-счастливом мюзикле о любви под знаком преходящести всего и вся выдержана самая нужная пропорция горечи и сладости. Прикидывающийся мюзиклом о романе джазового пианиста и начинающей актрисы в декорациях Лос-Анджелеса, города, так легко забывающего о своём прошлом, всего второй фильм Демиена Шазеля лишь пользуется некоторыми чертами этого жанра. В мюзикле всегда реальность слишком легко перетекала в фантазию, и "Ла Ла Лэнд" использует это на всю катушку.

Если применять к фильму строгий профессиональный танцевальный и вокальный уровень более традиционного мюзикла, то фильм вряд ли выдержит серьёзную критику. Его герои не слишком элегантно танцуют и не слишком хорошо поют. Но их любовь, их пение и танец – это обоюдная фантазия, ностальгирующая по прежним временам, когда трава была зеленее, а джаз – более "настоящим". И пока жива эта одна на двоих фантазия – жива и их любовь.

Что получит: по всем признакам и режиссёр и продюсеры фильма могут расчищать свои каминные полки для позолоченной фигурки. Очень хорошие шансы на "Оскар" у Эммы Стоун за главную женскую роль, за операторскую работу, за музыку и за песню (очень прилипчивую City of Stars). В остальных номинациях конкуренция сильнее.

Где смотреть: Если остался в прокате – в местных кинотеатрах.

"Скрытые фигуры" (Hidden Figures)

Довольно неожиданно "Скрытые фигуры" стали большим хитом в США, обойдя даже "Ла Ла Лэнд" по внутренним сборам. В мире история трёх чернокожих женщин в НАСА в 50-60-е годы, без которых Америка ни за что бы не полетела в космос, на что намекает фильм, вызовет меньший интерес, но своего зрителя найдёт.

С другой стороны, это как раз кино, снятое с большим вниманием к тому, чтобы угодить именно зрителю. Здесь есть умеренный пафос, юмор, целых три сюжетных линии – и в итоге довольно много штампов, которые делают его лёгким для просмотра, но не более того.

«Скрытые фигуры», скорее, ансамблевый фильм, где нет выделяющихся ролей, а самая запоминающаяся сцена – это не речи героинь против сегрегации, а действия: магически появляющийся и исчезающий чайник в зале математиков НАСА и восстанавливающий справедливость акт вандализма героя Кевина Костнера по отношению к туалетной вывеске. Поэтому несколько удивительна индивидуальная актёрская номинация у Октавии Спенсер, роль которой никак не выделяется на общем фоне и не имеет ни одной индивидуальной сильной сцены.

Что получит: у фильма очень мало шансов получить хоть что-нибудь. Зато чем больше на "Оскаре" хитов, тем выше рейтинги у трансляции самой церемонии.

Где посмотреть: в прокате с 27 апреля

"Ночные животные" (Nocturnal Animals)

Вторая режиссерская работа Тома Форда, куда он заангажировал Эми Адамс, Джейка Джилленхолла, Аарона Тейлора-Джонсона и Майкла Шэннона. Последний – единственный из актеров, отмеченный номинацией на "Оскар".

Адамс играет известную галеристку, чей бывший муж (очевидно, Джилленхолл) присылает рукопись романа о банде психопатов, похищающих женскую половину семьи главного героя. Герой, выброшенный на дорогу посреди пустыни, обнаруживает, что жену и дочь (подозрительно рыжих, чтобы не начать ассоциировать их героиней Адамс) изнасиловали и жестоко убили.

История о мести в рамках одной странной супружеской пары и неизданного романа – отличное пространство для клаустрофобического триллера, коим "Ночные животные" норовят прикинуться. Форд показывает, как со времен "Одинокого мужчины" успел нарастить режиссерские мускулы – сцены из книги поставлены в лучших традициях nailbiting фильмов, а вот в остальном приходится поверить Форду на слово: страдающая в холодных интерьерах Сьюзен и невидимый мстящий бывший супруг – слишком абстрактные сценарные конструкции, чтобы в них можно было уверовать. Впрочем, "Ночные животные" – из тех фильмов, что непременно нужно досмотреть до конца: эффект от полного осознания замысла должен настигнуть всех и в одночасье.

Что получит: К сожалению, Эми Адамс обделили номинацией как за эту роль, так и за роль в "Прибытии", поэтому у "Ночных животных" больше шансов нет.

Где смотреть: В рамках фестиваля американского кино "Независимость".

"Джеки" (Jackie)

Фото: Vanity Fair

Второй фильм Пабло Ларраина в 2016 году: "Неруда", выдвинутый Чили в номинации "Лучший иностранный фильм", не попал в номинацию, а вот "Джеки" претендует на награды в актерской категории, а также в номинациях "Лучший саундтрек" и "Лучшие костюмы".

Последние два в фильме действительно хороши. За саундтрек отвечает авторка музыки к "Побудь в моей шкуре" Мика Ливай, а с костюмами все и так понятно: начиная с знаменитого костюма Шанель, в котором Джеки Кеннеди была во время убийства JFK, и заканчивая всем остальным, что носила икона стиля после.

Собственно, и фильм охватывает именно этот период времени: с момента, когда Джеки поправляет макияж перед зеркалом в самолете, летящем в Даллас, до интервью журналисту журнала Life, которое она дала спустя несколько недель после убийства Президента, отвлекаясь на флэшбек: репортаж из Белого Дома, когда Джеки Кеннеди сделала ремонт и поменяла мебель, чтобы восстановить в главном доме США дух истории.

Это не обычный байопик, каким его привыкли видеть зрители: родился – сгодился – умер, а история об одномоментной потере женщиной своей власти. Да, Джеки не ограничивалась одним Кеннеди и сфера ее влияния распространялась и дальше, но конкретно в этот момент вся ее власть была сконцентрирована именно в фигуре JFK. Потерю мужа, а вместе с ним и символического капитала, наращиваемого ею не то сознательно, не то нечаянно, и фиксирует Ларраин.

Что получит: шансы Портман на второй "Оскар" затерты противостоянием Эммы Стоун и Изабель Юппер. А вот за костюмы вполне.

Где смотреть: В широком прокате в начале марта.

"Лунный свет" (Moonlight)

Фото: IndieWire

Фильм Барри Дженкинса – главный конкурент "Ла Ла Лэнда" в борьбе за награду за лучший фильм года.

Тонкая драма о молодом человеке, выросшем в Майями, – из тихого подростка, которого доставали однокашники, в полноценного члена криминального сообщества. Будучи подростком, Чирон осознает свою гомосексуальность, а на этапах взросления прячет ее куда подальше, чтобы потом о ней вспомнить – в самых трогательных и искренних сценах американского независимого кино за последние годы.

Дженкинс разбивает свой фильм на три равные части, решает их разными цветовыми гаммами, но по-настоящему фильм начинает работать в начале третьей части. Это очень чувственное кино, тема которого – слишком легкая приманка для тех, кто любит манипуляции, но если присмотреться: "Лунный свет" – настоящее сокровище нынешнего "оскаровского сезона". Даже если ничего не получит.

Что таки получит: У фильма Дженкинса – 8 номинаций, из которых – одна награда верна: для Махершалы Али за мужскую роль второго плана.

Где смотреть: На фестивале американского кино "Независимость".

"Женщины ХХ века" (20th Century Women)

Новый фильм от Майка Миллса режиссера "Начинающих" – нетривиальной мелодрамы с Эваном Макгрегором и Мелани Лоран.

Антураж – 70-е, дом, в котором живет квази-коммуна: 55-летняя Дороти (Аннетт Бэнинг) и ее 15-летний сын Джейми делят крышу с Эбби (Грета Гервиг), которая увлекается фотографией, и Уильямом (Билли Крудап), который помогает делать ремонт. Время от времени к Джейми приходит ночевать его подруга Джулия (Элль Фаннинг).

Разница в возрасте между матерью и сыном принуждает первую попросить обитающих в доме женщин помочь в воспитании подростка и рассказать ему о современной жизни. Все заканчивается чтением феминистических манифестов и сексуальным просвещением, но не это самое главное: главное – что через трех героинь Миллс описывает жизнь женщины в послевоенном США. Отягощенная прошлым героиня Бэннинг, ненадолго фрустрированная героиня Гервиг и потерявшаяся в возможностях и условностях сексуальной революции героиня Фаннинг – все они живые, наполненные иронией персонажи, в которых узнаешь себя.

"Женщины ХХ века" сделаны так, что двух часов экранного времени вполне может оказаться недостаточно: после успеха "Безумцев" фильм Миллса вполне мог бы потянуть на целый сериал.

Что получит: Несправедливо обделенные номинациями (только одна – за сценарий), "Женщины" и так справятся: один из самых любопытных фильмов этого сезона, хоть и без вороха статуэток.

Сергій КсаверовСергій Ксаверов, Кінокритик
Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram