ГлавнаяКультура

Демоны и аутсайдеры

На широкие экраны продолжают выходить фигуранты “оскаровских” номинаций, и чем ближе к самой церемонии, тем выше статус фильмов, выходящих в прокат. “Игра на понижение” Адама Маккея считается одним из фаворитов гонки – главным образом, из-за того, что главный приз фильму отдала продюсерская гильдия. Впрочем, и без этого понятно, что фильм Маккея, ранее специализировавшегося на комедиях, – один из лучших фильмов начала года.

Фото: rollingstone.com

“Игра на понижение” поставлена по одноименной нон-фикшн книге американского финансового журналиста Майкла Льюиса о причинах ипотечного кризиса в США, приведшего к коллапсу финансовой системы. К слову, это уже не первый раз, когда по книгам Льюиса снимают фильмы: “Слепая сторона” принесла Сандре Буллок кучу наград, включая “Оскар”, а “Человек, изменивший все” Беннета Миллера получил шесть номинаций на награды американской Киноакадемии.

В отличие от “Человека, изменившего все”, в котором Брэд Питт ломает систему отбора игроков в бейсбольные команды, “Игра на понижение” намного более динамичная и не имеет ярко выраженного главного героя (хоть в этом фильме тоже играет Брэд Питт).

По сути, главный герой “Игры на понижение” – это мировой финансовый кризис. И хоть мы знаем главный спойлер – его неизбежное наступление в 2008 году, соль фильма в том, чтобы рассказать зрителям о грязных подробностях, обусловивших эту неизбежность. Чтобы зрители не заскучали на жонглировании тяжеловесными терминами вроде “кредитный дефолтный своп” или “обеспеченные долговые обязательства”, Маккей снабжает свой фильм необходимым адреналиновым набором: агрессивным монтажом, забойным саундтреком, циничным юмором, Марго Робби в ванной, в конце концов. Вдобавок ко всему он разваливает так называемую “четвертую стену” – один из героев фильма, трейдер Deutsche Bank Джаред Веннетт (Райан Гослинг), выступает главным рассказчиком, без стеснения пялясь прямо в камеру.

Как и в “Человеке, изменившем все”, сюжет построен вокруг тех, кто оказался умнее остальных и смог сломать систему в угоду своим интересам. В Moneyball герой Брэда Питта собирал высококлассную бейсбольную команду в эконом-режиме, а герои “Игры на понижение”, будучи, по сути, аутсайдерами системы, ставят против огромного рынка недвижимости США – и, хоть это и не доставляет им особой радости, выигрывают.

Фото: fandango.com

Так, главный умник, заваривший всю кашу с игрой на понижение – доктор Майкл Барри (Кристиан Бэйл), инвестиционный менеджер, раньше всех осознавший, что рынок недвижимости США – это мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет. Этот человек – ходячая иллюстрация к книгам Малькольма Гладуэлла: гений со стеклянным глазом и синдромом Аспергера, в старой футболке и шлепках, он первым скупает кредитные дефолтные свопы, страхующие низкокачественные ипотечные облигации. О такой экстраординарной выходке узнают остальные потенциальные игроки – и пошло-поехало.

Герой Стива Каррелла (прекрасного актера, который наконец-то играет драматические роли) Марк Баум, – депрессивный менеджер, который ушел с Уолл-Стрит, потому что увидел, насколько прогнила финансовая система США. Марк управляет фондом, который по инициативе уже упомянутого нами Джареда Веннетта тоже занялся покупкой свопов, так что рискует, играя на понижение. Тот факт, что он оказался прав, не делает его моральное состояние менее угнетающим.

В этом заключается один из посылов фильма: быть самым умным не всегда приятно.

Парочка Чарли Геллер и Джейми Шипли основала свой собственный фонд в гараже и пытается выбиться в большую игру. Чтобы это сделать, они призывают на помощь бывшего банкира-параноика с Уолл-Стрит, нынче находящегося на экологической пенсии (Брэд Питт).

В определенном смысле, “Игра на понижение” – это не только о любимых нашим сердцам аутсайдерах, покоряющих мир (в конце концов “Звездные войны” – тоже об этом), но и о всесильном идиотизме, противостоять которому не могут даже лучшие умы человечества. На нем можно заработать – это да, сам бог капитализма велел, но ни внутренних демонов изгнать не получится (история Марка Баума как раз об этом), ни внешних (об этом гласит комментарий к печальному финалу истории – ответственность за надувание финансового мыльного пузыря так никто и не понес).

В прокате с 4 февраля.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram