«Если они не выпустят пастора Юсефа к 28 апреля, то мы в знак протеста призовём к всемирной акции по сожжению Корана и изображений пророка Мухаммеда», - заявил преподобный Терри Джонс.
Юсеф Надархани, пастор евангелической общины «Церковь Ирана», был арестован в 2009 году. В 2010 году его приговорили к смертной казни. Некоторые детали приговора стали известны из документов, просочившихся в западную печать.
Согласно судебному протоколу, датированному 5 декабря 2010 года, 32-летний Юсеф Надархани был приговорен к смерти за отречение от ислама в возрасте 19 лет и последующее принятие христианства. По данным следствия, священник проводил в своем доме церковные службы, проповедовал Евангелие и крестил других людей, которые отрекались от ислама. Как сообщает пресса, Надархани был лидером 400 подобных домашних церквей в Иране.
После суда священнику в очередной раз была дана возможность отречься от христианской веры, чтобы избежать казни, однако Надархани в очередной раз отказался.
Теперь, что касается беспокойного американского пастора. Пастор Терри Джонс принадлежит к христианской церкви, которая называется «Всемирная голубиная миссия». Она была основана в 1980-е годы и насчитывает всего около 50 членов. «Прославился» радикальный пастор в 2010 году, когда объявил о своих планах сжечь Коран в годовщину терактов в Нью-Йорке 11 сентября. Тогда это вызвало ожидаемые бурные протесты в разных странах, звонил ему лично и президент Обама, и пастор временно отказался от своих планов.
А менее чем через год, в марте 2011-го, Терри Джонс, после краткого теологического разбирательства, всё же объявил Коран виновным во всех смертных грехах и приговорил его к сожжению. После чего облил книжку керосином и вместе со своим сторонником сжег его. Посмотреть на экзекуцию собралось около 30-ти человек местных жителей.
Через десять дней, узнав об этом кощунственном поступке, в ряде мусульманских стран начались массовые волнения, в результате которых погибло более 20 человек, а не меньше сотни получили ранения. В афганском городе Мазари-Шариф разъярённая толпа штурмовала миссию ООН. В результате нападения было убито семь сотрудников миссии — граждане Румынии, Норвегии, Швеции и Непала. Двоим из них погромщики отрезали головы.
Теперь, вот, все с ужасом ожидают 28 апреля, дня обещанной пастором «всемирной акции по сожжению Корана и изображений пророка Мухаммеда». Зная настроение и решимость сторон, можно ожидать новых массовых волнений и ещё большего количества жертв. Твердолобость и фанатизм - плохие помощники в любом деле, тем более, в таком тонком и интимном, как межрелигиозные отношения.
Можно, конечно, по-разному относиться к тому, что происходит. И к самому преподобному Терри Джонсу - радикалу-псалмопевцу, и к его братьям по стилю борьбы - исламским экстремистам, и к осуждённому на смерть за прозелитизм пастору Надархани, к мессианствующим США, и к увядающему христианству, и к уже утомившим всех Ирану и Афганистану.
Но какую-то позицию в этом непростом вопросе обществу всё-таки придётся занять. Я тоже попытался. Однако сделать это оказалось не так просто. Аргументы «за» и «против», как два разных человека, спорили друг с другом в моей душе, не давая возможности однозначно занять чью-то сторону. Как и сказать, что обе стороны совсем уж категорически не правы.
Разве это такой уж невозможный вариант:
проснуться однажды в центре Женевы или Берлина под сладкоголосое пение родного муэдзина? Всё возможно, если Европа продолжит постепенно, а может и стремительно, превращаться в «Еврабию», новую,
лакомую часть мусульманского мира.
Источник: https://rus.lb.ua/society/2011/04/03/90940_zapiski_rezhissera_chto_delat.html
- Может Терри Джонс, - убеждал меня один из них, - действительно прав в своём возмущении и неприятии Корана, ибо там и в правду можно найти достаточно призывов к насилию и убийству неверных, что и вдохновляет многочисленных экстремистов на кровавые дела: «И убивайте их, где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали, ибо для них заблуждение хуже, чем смерть от вашей руки…». Прочитав такое, не один правоверный мусульманин может схватиться за нож или бомбу.
- Послушай, не забывай, что эта книга была написана 1500 лет назад, - резонно отвечал на это другой, - и отражает вкусы, обычаи и моральные установки именно того времени. Нельзя же каждый год переписывать её под новые обстоятельства. Что касается людей, которых Коран вдохновляет на убийство - то они и без Корана найдут себе, чем вдохновиться. А большинство мусульман люди, всё-таки, не менее воспитанные и толерантные, чем представители других религиозных учений.
- Но всё же прописанные в Коране призывы к убийствам неверных имеют в исламских странах легальный и обязательный статус, - не унимался первый, - Их издают, перепечатывают, выучивают наизусть не только те самые толерантные мусульмане, но и их радикальные единоверцы.
- Ну и что, - не сдавался второй, - во всех "священных книгах", в том числе и в христианской Библии, есть много сомнительных, с точки зрения нынешней морали, мест: «Побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего»... «Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною»... Так что прикажешь, теперь и Библию редактировать?.. Кроме того, в христианстве и своих радикалов полно, ещё почище пастора Джонса будут.
- А вспомни, что когда СМИ сообщили о сожжения Корана в США, десятки тысяч демонстрантов в Пакистане, Афганистане, Индии, Индонезии устроили на улицах своих городов массовые беспорядки. Погибли невинные люди, сожгли христианскую церковь - ну и кто в этих странах подобное варварство осудил?.. С таким же пылом, как они всем доказывают, что не все мусульмане крайние радикалы, почему бы им не согласиться, что не все американцы жгут Коран?
- Это так, но ведь есть же всё-таки разница между цивилизованной и процветающей страной, какой, безусловно, являются Соединённые Штаты, и Афганистаном, или, допустим, Пакистаном? Что, надо было сжечь в ответ пару, тройку мечетей в Чикаго или Детройте?
- Но как-то реагировать на все эти выпады всё-таки надо? Хорошо, что хоть Терри Джонс на что-то решился! Молодец! И, между прочим, многие христиане его в этом деле поддержали.
- Терри Джонс - религиозный фанатик! И как любой фанатик, он идиот. Потому что только идиот не думает о последствиях своих действий. Из-за него погибли люди! И снова погибнут, если он не остановится. Ну, на то он и фанатик. Религиозные, политические — они все одинаковые.
- Это как посмотреть. Почему-то ничего не слышно, например, о демонстрациях американских мусульман против убийства мирных людей в Мазари-Шарифе и сожжения христианской церкви в Индии, граждан США, людей, якобы, просвещённых и воспитанных в западной культуре? Единственное о чем они всё время заявляют, так это о росте исламофобии в США. Исламофобия растет, а горят христианские церкви!
- У меня нет на это ответа. Не знаю, не хочу гадать. Важно другое - свобода - это всё же не беспредел, в руках идиота и свобода становится чрезвычайно опасной. Каждый должен понимать последствия своих действий. Ведь мы, всё-таки, считаем себя обществом цивилизованным и толерантным. Значит, и вести себя должны соответствующе.
- Наивный подход. Нельзя быть толерантным с теми, кто ведёт себя средневеково, им надо противостоять адекватно. На том же Востоке не любят тех, кто за свои идеи не может постоять и защитить их. Как, впрочем, и на Западе таких не любят.
- Вот и пастор так думал. А поступил, как те же фанатики, которые в праведном гневе резали из-за него людей в Афганистане.
- Но между этими типами фанатизма есть существенная разница: пастор борется за свои идеи на уровне идей, а мусульманские фанатики - на уровне отрезания голов.
- А ты не подумал, что подобная агрессивность ислама - это, скорее всего, дикая форма протеста против ужасающей нищеты и несправедливости, в которой они живут уже много лет? И винят они, и во многом справедливо, как раз многолетнее колониальное присутствие на своей земле того самого «цивилизованного и толерантного» Запада, который и сейчас продолжает их беззастенчиво грабить и оскорблять. Так что мы теперь просто пожинаем плоды собственной многовековой жадности и высокомерия.
- Ты хочешь сказать, что раз у них такая плохая жизнь, то они имеют право резать другим головы? Но обрати внимание, что есть множество других стран, не исламских, где жизнь не лучше, а может даже и хуже, но они всё же не так агрессивны. Да, плохая жизнь не способствует улучшению нравов. Но религия не должна подталкивать людей к насилию и поощрять его. Китайская или лаосская мать не пошлет ребенка в шахиды. Ты много слышал о шахидах лаосцах? Это только ислам так устроен, что позволяет матери благословляющей ребенка на смерть свою и других, считать, что она делает богоугодное дело.
- Я не горячий поклонник ислама, впрочем, как и любой другой религии. Тем не менее, я уверен, что в условиях нынешней жёсткой конфронтации между народами надо действовать очень осторожно и с умом. А один провокатор, вроде этого безумного пастора, может стать для нашего хрупкого мира опаснее бомбы.
- Так они другого языка не понимают! Как прикажешь с ними ещё разговаривать? Мусульмане для нас чужие, и не только по языку - чужие по вере, по ментальности, по культуре. И мы для них, кстати, тоже.
- Это ложный критерий. Свои для нас, да и для них, должны быть определяемы не религией или этнической принадлежностью, а общечеловеческими ценностями.
- Это в условиях мира. Сегодня же мы стоим перед той же угрозой, что и перед Второй мировой. Если кто-то объявляет джихад моей цивилизации и призывает к подчинению всего мира своей религиозной идее, то все, кто не хочет быть его рабами, должны не оставаться равнодушными, а противостоять общему врагу. Хотя бы, как пастор Джонс.
- Это плохой вариант. Вспомни Конфуция: «Прежде, чем мстить, надо вырыть две могилы».
- А бывает и больше! Но ничего не поделаешь.
- И ещё. Обрати внимание, насколько многообразны сейчас формы варварства, вне зависимости от вероисповедания: одни, да, побивают женщин камнями и режут неверных, зато другие сажают своих детей-преступников на электрические стулья, а третьи до сих пор не могут мумию похоронить...
- В принципе, это так. Хотя…
- В общем, единственное, что можно сейчас сказать наверняка и без обид: книги жечь - это дикость. Но убивать людей за это, согласись, дикость тем более.
- Тут я не спорю, согласен!
- Жаль только, что безответственных идиотов и провокаторов с обеих сторон и сейчас хоть пруд пруди.
- И это тоже правда. К сожалению.
- Теперь, вот, к 28-му апреля ждём-с новых.
- Тьфу-тьфу-тьфу!..
- Хотя, может и пронесёт…
- Дай-то Бог…
- Мда…
На том и порешили.