Вчера, 17 сентября, прошел третий – и ключевой – день фестиваля. Вечером под главной сценой Nu Jazz собралось рекордное за все дни количество гостей.
Первой на сцену вышла Алина Орлова. Пронзительный голос, трогательные минималистические композиции, сыгранные преимущественно на синтезаторе, и фантастическое обаяние – вот рецепт невероятной популярности литовской психо-фолк певицы.
Алина играла как давно полюбившиеся всем композиции («Menulis», «Спи»), так и менее популярные, например, стилизированную под русские плачи песню на стихи Пушкина «Ворон», вызвавшую всеобщее восхищение. На бис певица вышла один раз и спела фирменные «Утомленные солнцем».
Камерность исполнения совершенно не диссонировала с форматом open-air, но само выступление было до обидного коротким. Хотя это, скорей всего, вина организаторов, которые долго не начинали концерт, а потом спешили наверстать, дабы остальные хедлайнеры долго не ждали.
Вторыми вышли питерцы Billy’s Band, которые добавили к названию приставку Jazz Sextet, но играли почему-то вчетвером.
«Романтический алкоджаз из Питера», как они сами характеризуют себя, пришелся по душе абсолютно всем. Развязный контрабас артистичного Билли Новика, идеально дополняемый саксофоном, баяном, гитарой и перкуссией создали атмосферу, которую до этого, честно говоря, не кому не удавалось тут создать.
Billy’s Band играли преимущественно ранние вещи («Немного смерти, немного любви», «Кладбище девичьих сердец», «Оторвемся по-питерски»), обойдя свой последний альбом «Блошиный рынок», который Билли считает самым концептуальным и андеграундным из всего написанного.
Известно: группа Billy’s Band была создана под мощнейшим воздействием Тома Уейтса, за подражание которому Новика часто критиковали. Но сейчас в это трудно поверить: ребята звучат абсолютно самодостаточно. Более того: заслуживают называться ключевым явлением российской альтернативной музыки двухтысячных.
Главным хедлайнером вечера значился Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», доукомплектованная зарубежными музыкантами.
Видимо, понимая, на какую аудиторию он будет выступать, БГ решил тряхнуть стариной – одел бандану, отказался от стула на сцене и заиграл старый добрый шумный рок, хотя давно уже не брался за это. Кстати, рок зазвучит и в новом альбоме БГ, под названием «Архангельск», который сейчас готовиться к выпуску. По словам лидера «Аквариума» это будет самый тяжелый альбом за всю историю группы.
Такая попытка подмолодиться произвела на меня двоякое впечатление. С одной стороны, Борис Борисович за последние десять лет многих утомил своей тихой медитативной музыкой и от него ждали чего-то подобного и в новом альбоме, и в роли неформатного главного гостя Коктебеля. С другой же – за эти годы о молодом БГ уже забыли, теперь лидер «Аквариума» ассоциируется с тем благостным гуру, образ, которого он столько лет тщательно выстраивал.
Да, звук был хорош, хотя в самом начале слов было и не разобрать, да, были новые крепкие песни, да, его музыканты (в количестве около десяти) мастера высшего порядка, да, под конец БГ все-таки заиграл спокойней и привычней, но фурора с этого не вышло.
Орлова и Billy’s Band переиграли его почти вчистую, будучи очень свежими и органичными. Похоже, после группы Новика выступать было просто бессмысленно, даже таким мастодонтам, как Борис Борисович.
На Волошинской сцене в этот день искренне радовали пришедших легендарный украинский пианист Юрий Кузнецов, киевская группа Lush Life (играет цыганский джаз) и квартет популярного саксофониста Абрахама Бартона (Abraham Burton Quartet), подарившие слушателям образцовый американский современный джаз.
Вечер закрывали на большой сцене acid-jazz-овые британцы Red Snapper и немцы The Postman Of Nobel (участники родом из Калуги), чуть ли не единственные, кто играл добротный инди-рок.
Завтра состоится официальное закрытие фестивая Джаз Коктебель 2011.
О том, что было ранее на фестевале читайте в материалах Евгения Стасиневича "Джаз Коктебель: день первый" и "Джаз Коктебель: день второй".