ГлавнаяКультура

О киевской рок-сцене 80/90-х выйдет фильм

Культурное наследие Украины часто осознается и тематизируется за ее пределами. Именно так и происходит с вербализацией памяти поколения конца восьмидесятых/начала девяностых, и его музыкальной составляющей. Речь идет о киевской рок-сцене этого периода.

О киевской рок-сцене 80/90-х выйдет фильм
Татьяна Ежова и вокалист Gogol Bordello Евгений Гудзь
Фото: pics.livejournal.com/lehautparleur

Если в сознании массового музыкального потребителя есть хотя бы представление о том, что примерно в тоже самое время в Ленинграде существовал «Ленинградский Рок-Клуб», и кто в него входил, то о существовании «Московской Рок-Лаборатории» и «Свердловского Рок-Клуба» успели забыть практически все, а остаточные знания об этих явлениях успели выветриться из воспоминаний даже неравнодушных любителей так называемого «русского рока».

Реконструкцией же сведений о «Киевском Рок-Клубе» в форме фильма занимается наша бывшая соотечественница, давно переехавшая в США — Татьяна Ежова. Самое приятное в этой истории, что Татьяна — не просто человек, интересующийся предметом, и который решил задокументировать свое увлечение, а непосредственный участник событий, настоящий архивариус того поколения, своеобразный украинский Артемий Троицкий. Татьяна Ежова стала для поколения киевского рока 1986—1995 годов тем, кто в формате самиздата фиксировал все происходившее. Ею издавался журнал «Гучномовець».

Обычно, из рок-деятелей той эпохи среднестатистический слушатель вспоминает максимум группу Воплі Відоплясова. А ведь кроме них было еще столько великолепных коллективов, пусть и не так мощно раскрученных позже, и не вошедших в широкий медиа-эфир, но повлиявших на поколения киевских музыкантов. Восстановлением исторической справедливости и занялась Татьяна, начав съемки своего фильма, в котором архивные материалы соседствуют с интервью с повзрослевшими музыкантами. Вот, что по этому поводу говорит Татьяна: «Сейчас помимо съемок ворошим архивы: старое видео, аудио, фотографии, пресса…. Елки-палки, это же целый пласт киевской культуры, ушедший в никуда! И его надо вернуть, воссоздать и объединить в этом фильме…»

В фильме, кроме уже упомянутых ВВ, речь идет о следующих коллективах: Вій, Кому Вниз, Раббота Хо, Коллежский Асессор, Ivanov Down, Словопослие, Перрон, Эр.Джаз, Дети Николая Ежова, Годзадва.

Коллежский Асессор. Фото: Алексей Заика
Коллежский Асессор. Фото: Алексей Заика

Может показаться, что затевать подобную попытку экранизации в 2001 году по меньшей мере странно, и более того немодно, но хочется оправдать это объективной ситуацией, сложившейся вокруг (пост)советского рока и не только в рамках внимания к традиционным любимцам от жанра — Цоям, Гребенщиковым, Бутусовым.

Фильмов о Цое уже наснимали, день памяти чтут показом документальных передач по российским федеральным каналам, книг о нем и БГ написано вдоволь. А как же остальные? На портале OpenSpace, например, выходит прекраснейшая и самая подробная серия очерков об истории группы Мегаполис — в ней самые подробные тексты, написанные непосредственно Олегом Нестеровым подкреплены архивным видео и аудио записями.

А уж о влиянии той музыкальной эпохи, как на наших, местных, так и на западных музыкантов уже и говорить-то стыдно — так много примеров (самые обсуждаемые из них — это калифорнийцы Puro Instinct и московский проект Mujuice). Поэтому попытка Татьяны выглядит в таком контексте более чем уместной — есть целый ворох имен, которые забыли самым незаслуженным образом. При этом, те же Ivanov Down — одни из ярких представителей той сцены и участники фильма — совсем недавно (14 мая) собрались вместе и дали концерт в Sullivan Room. Чем не повод для начала ривайвла?

Промо-ролик фильма:

Филипп МарковичФилипп Маркович, музыкальный критик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram