ФСБ в августе 2003 года возбудила уголовное дело в отношении Певзнера по статье 188 УК РФ (контрабанда), поскольку, по мнению следствия, он при ввозе картины из Бельгии в Россию внес заведомо ложные сведения в таможенную декларацию. Затем следствие по уголовному делу приостановили, поскольку обвиняемый постоянно живет в Германии.
Певзнер и его защита считают возбуждение уголовного дела и изъятие картины "Христос во гробе" незаконным и необоснованным.
"Мы обратились с жалобой в следственные органы с требованием прекратить уголовное дело по статье "контрабанда" в отношении Певзнера, а также вернуть ему картину, однако в удовлетворении нашего ходатайства было отказано", - сказала адвокат.
По ее словам, защита обжаловала этот отказ в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга в порядке статьи 125 УПК РФ (жалоба на действие (бездействие) следствия).
"Мы просим суд признать незаконным отказ прекратить дело, обязать следователей дело прекратить и вернуть картину", - сообщила Ставицкая.
В настоящее время картина хранится в Государственном Русском музее, она является вещественным доказательством и без решения суда в ее отношении не могут быть предприняты какие-либо действия.
Следствие утверждает, что обвиняемый, доставив произведение искусства в Петербург, поместил его на временное хранение в Русский музей с целью последующей легализации.
"Для того, чтобы легализовать картину, Певзнер договорился с гражданами России - родителями своей жены, которые от своего имени официально оформили документы на передачу якобы принадлежащей им картины на временное хранение для приобретения Русским музеем за 400 тысяч долларов", - сообщил ранее РИА Новости руководитель пресс-службы управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области.
Коллекционер отрицает эти обвинения. По словам Певзнера, он ввозил приобретенную в Бельгии картину в Россию не для того, чтобы здесь ее реализовать, а чтобы в Русском музее получить экспертное заключение о том, что картина принадлежит кисти Брюллова. Как он пояснил, картина абсолютно не типична для Брюллова и выполнена в технике транспорент - то есть, написана на тонком, просвечивающем материале и предназначена для установки в окно.
Собеседник агентства уточнил, что впоследствии он планировал отреставрировать картину тоже в Русском музее, который хотел приобрести у него полотно, несмотря на его нежелание продавать.
"До того, как я ее приобрел, мне дали фотографию этой картины, висевшей на стене и сказали, что это, предположительно, Брюллов, после чего я показал фотографию в Русском музее и там сказали, что слышат об этой картине год или два и страшно хотят ее купить, поскольку также предполагают, что это Брюллов", - сказал Певзнер.
Обвиняемый рассказал, что атрибутировать картину он пожелал только в Русском музее, поскольку там находится "самое большое собрание Брюллова в мире", что облегчает искусствоведческую экспертизу.
"Я уплатил серьезную для меня сумму, поэтому хотел атрибутировать картину только в том месте, где в этом понимают", - сказал Певзнер.
К тому же, как рассказал коллекционер, с продавцом была заключена серия договоров, по которым в случае, если картина не признается экспертами произведением Брюллова, он возвращает ее продавцу и получает обратно свои деньги.
"После этого я ввез картину в Россию, задекларировал ее на таможне в так называемом режиме временного ввоза, когда ее можно ввезти и вывезти потом беспрепятственно, предъявил фотографии: общий план и большой фрагмент, это все было завизировано таможенными штампами и подписями, а потом поместил ее на временное хранение в ГРМ, чтобы провести экспертизу и последующую реставрацию", - поделился Певзнер.
По его словам, при временном ввозе не нужно указывать название картины, ее автора, заявлять таможенную стоимость и делать таможенные платежи.
"В действительности произошел рейдерский захват частной собственности, арестовали картину, которая после экспертизы стояла в Русском музее, пока я вел переговоры о ее реставрации, и в этот промежуток завели уголовное дело, обвинив меня в недекларировании картины, а через четыре месяца переделали в юридически бессмысленное обвинение в том, что я имел намерение продажи", - сказал Певзнер.
"Самое важное, что иметь такое намерение на временном ввозе можно, и, если я начинаю ее продавать, то могу поменять временный ввоз на постоянный и уплатить соответствующие платежи", - утверждает владелец.
То, что родственники его супруги фигурируют в деле, коллекционер объяснил тем, что на мать супруги была оформлена доверенность.
"Поскольку я живу за границей, а реставрация картины занимает шесть-восемь месяцев, то, чтобы как-то можно было ей распоряжаться, я выписал на свою тещу доверенность, если нужны какие-то подписи, внесение денег, то она бы это исполняла", - заключил собеседник агентства.
Картина "Христос во гробе" была написана Брюлловым в 40-х годах 19 века для домовой церкви графа Адлерберга, а в 30-х годах 20-го века семья Адлербергов, эмигрировавшая из России, завещала картину православному приходу в Брюсселе.
В апреле в западных СМИ появилась информация, что ранее неизвестная картина Брюллова хранится в плохих условиях, однако Государственный Русский музей опроверг эти утверждения и продемонстрировал картину журналистам, чтобы они сами могли в этом убедиться.