И хотя в этом году на ММКФ достойных картин было несть числа, международные критики - то есть почти сплошь иностранцы, кроме вашего покорного слуги, - чуть-чуть посомневавшись, все же остановили
свой выбор на украинском режиссере.
Слегка сомневалась и я - Муратова, казалось мне, и так избалована призами сверх меры (более того - плевать на них хотела), другие же достойные режиссеры, фамилий называть не будем, рады были бы до
смерти...
Однако одна из наших коллег, решительная и умная дама, выдвинула такой аргумент: мы, мол, здесь не затем, чтобы поощрять авторов, исходя из гуманитарных соображений, а чтобы решать честно и
непредвзято, не посрамив высокое звание независимого критика. После такого призыва все как один подняли руки за Муратову, согласившись, что даже если «Мелодия для шарманки» и не лучший ее фильм, то в
конкурсе фестиваля - уж точно самый совершенный. По крайней мере - с точки зрения формы.
Что правда, то правда: история о двух детях-сиротах, которые так и не нашли ни у кого понимания и ласки и прошли полгорода в поисках хотя бы кусочка хлеба и ночлега, сделана на высочайшем градусе
профессионализма. Так что все остальное, показанное в рамках ММКФ, явно проигрывает рядом с нею.
Однако не все так просто. Скажем, жюри российской критики за Муратову так и не проголосовало: как и «большое» жюри во главе с Павлом Лунгиным. Несмотря на то, что в этом «большом», самом почетном,
заседал украинский киновед Сергей Тримбач, интеллектуал и обладатель отменного вкуса, совсем недавно издавший блестящую книгу о Довженко.
Видимо, страшная сказка наоборот, рождественская история наизнанку (действие фильма происходит в Рождество), по вкусу далеко не каждому. У противников картины тоже есть свои весомые аргументы:
дескать, Муратова холодна, Муратова жестока, Муратова манерна и слишком избыточна - одни утомительные повторы одной и той же фразы, иногда по четыре-пять раз, чего стоят!
То бишь история Муратовой, начавшаяся в далекие шестидесятые, когда ее третировало начальство и не понимали даже коллеги, когда дело дошло до того, что ее буквально выгнали из профессии как
«несостоявшуюся», повторяется. Правда, без санкций сверху: так называемая перестройка, крах «империи зла» и отделение Украины от России сыграли свою роль - Муратова теперь не то что не изгой, но
уважаемый человек, увенчанный триумфатор...
И тем не менее.
Ее не понимают, она до сих пор бесит, раздражает: правда, теперь уже с оттенком зависти, а не сожаления. Теперь ее считают «манипулятором» и «дутой фигурой» - как раньше считали «неудачницей».
Единственная из своего поколения оставшаяся на плаву, пережившая самое время - ибо жила всегда по касательной, как бы вне игры, - больше всего она раздражает, конечно же, кинематографических
«стариков». То есть тех, кто это самое историческое время не пережил, не смог переварить ни художественно, ни этически, оставшись в шестидесятых с их благословенным оптимизмом, с их прямолинейностью
и интеллигентщиной, с их верой в некое абстрактное Добро, которое якобы, в конце концов, должно победить некое абстрактное Зло.
Нет, как бы говорит Муратова, Зло абсолютно непобедимо: во всяком случае, не искусству с ним бороться. Нет, продолжает она, бесы, снедавшие и подтачивавшие нашу радостную и благополучную с виду
советскую жизнь, теперь преобразились, перекрасились, сменили одежки и продолжают как ни в чем не бывало свой шабаш.
Интересно, что как раз в советские времена в ее фильмах, вовсе не похожих на нынешние, эти самые «бесы» совершенно не ощущались. Даже непонятно, почему, собственно, советское начальство так
ополчилось на ее провинциальных героев, простых людей с простыми чувствами, не претендующих ни на критику общества, ни на что иное, что могло бы подточить систему изнутри.
Драма Германа, Аскольдова, Тарковского как раз была понятна: все они так или иначе расшатывали лодку благонамеренного загнивания системы. Еще более понятна драма украинских режиссеров: «рука Москвы»
- в лице, между прочим, не худшего из киноведов и культурологов Михаила Блеймана, - тяжким грузом легла на плечи Осыки, Ильенко, Параджанова. Обвинение в «сепаратизме», «национализме» и прочая,
прочая поставило крест на украинском поэтическом кино.
Но почему Муратова попала под подозрение - до сих пор остается загадкой: не будучи соглашателем, она в то же время не была и диссиденткой. К тому же никаким боком не принадлежала к той фольклорной,
поэтической ветви украинского кинематографа, на которую ополчилась Москва...
Однако, как шутил один мой приятель, и у Сталина, и у цензоров ЦК более поздней формации всегда был отменный вкус: под подозрение попадало лучшее, талантливое, необычное. В чести же было усредненное,
плоское, убогое - сродни атмосфере, сформировавшейся в стране в эпоху «развитого застоя». Атмосфере, не располагающей к творческим подвигам...
И все равно - драматическая судьба Киры Муратовой (одна дама рассказывала мне, что своими глазами видела, как она мыла полы на Одесской киностудии, длиннейшие километры грязных досок, чтобы хоть
как-то заработать на жизнь, когда ей запретили снимать кино) поражает воображение.
Ее нынешняя «монструозность», ее мрачный, неблагостный и беспощадный взгляд на эту планету, которой она - устами героини Ренаты Литвиновой - в одном из своих фильмов поставила «ноль», видимо,
коренятся в том времени, в вынужденном двадцатилетнем молчании. Когда на Одесской студии снимал, наверное, один только Юнгвальд-Хилькевич, неплохой по меркам той эпохи режиссер, ныне прочно
забытый.
...Так что, когда иные режиссеры в годах, некогда обласканные и властью, и зрителями, называют Муратову «старой маразматичкой», мы прыскаем в кулак. Кто бы говорил! Как шутила Рената Литвинова,
представлявшая муратовского «Настройщика» на Венецианском фестивале (сама Кира Георгиевна не смогла приехать из-за проблем с визой для внука), Муратова и в семьдесят - «панк по жизни». За которым не
угнаться - в Ренатины-то тридцать с гаком...
Святая истинная правда.
И пусть мир муратовских картин, начиная с кромешных «Трех историй», историй трех разнообразных и изощренных убийств, не ласкает взор, не утешает и не приносит видимого удовольствия, каковое зритель
привык ждать от искусства, Муратова остается режиссером номер один в Украине. Если не на всем нашем постсоветском пространстве...
Настолько, что и иностранное жюри, которому не понятен ни особый выговор ее героев, ни большая часть своеобразного черного юмора, убийственной иронии, отдает свои голоса именно ей.
Хотя, как говорит сама Кира Георгиевна, она и есть тот самый «второстепенный человек», или, как сказал бы Гоголь, «маленький человек», о котором так печаловалась русская литература.
Один из ее фильмов так и называется - «Второстепенные люди». Люди с окраины империи, маленькие и никому, кроме самих себя, не нужные. Как дети из ее последней картины, заброшенные на огромной
планете, которой, как мы уже говорили, Кира и Рената поставили «ноль».
Второстепенный человек
Кира Муратова, представлявшая Украину на Московском международном кинофестивале (ММКФ), получила приз ФИПРЕССИ, международной организации кинокритиков - за фильм «Мелодия для шарманки».
Источник: Диляра Тасбулатова, специально для «Левого берега» из Москвы