ГлавнаяКультура

Записки режиссера: Майкл Вуди Кубик

Не знаю почему, но диск с фильмом «Вики Кристина Барселона» любимого мною Вуди Аллена пролежал у меня на столе несколько месяцев. Все откладывал да откладывал, а потом и вовсе о нем забыл. А вот на днях вспомнил. Включил, нажал, предвкушаю - Канн, «Оскар», «Золотой глобус», Британская киноакадемия, Аллен... Аллен!..

Сюжет вырисовывается такой: две половозрелые подруги из Нью-Йорка - Вики и Кристина - отправляются на летние каникулы в Европу, в Барселону. Предупредительный автор сразу же сообщает, что Вики (Ребекка Холл) помолвлена с невыразительным, отталкивающе правильным американцем-коротышкой, а посему, являясь девушкой порядочной, никому чужому в Барселоне, да и в других испанских городах, отдаваться не будет. После этого всем сразу становится ясно, что Вики отдастся обязательно, сокрушительно и с проблемами, хотя и не сразу. Она, естественно, брюнетка.

А вот Кристина (Скарлетт Йоханссон), девушка с внешностью сексапильной горничной из богатого дома, совсем наоборот, всегда готова к разнообразным любовным экспериментам. За ними и приехала. И это тоже только вопрос времени. Но более короткого. Вот почему она блондинка!..

Сразу по приезде (оцените оригинальность сюжета!) на испанской художественной выставке девушки неожиданно встречают того, кого искали. Он - какая неожиданность! -уединенный художник, персонаж с лицом одновременно быка и тореадора и с непростым испанским именем Хуан Антонио (Хавьер Бардем). Он, конечно же, глубоко понимает современную культуру, разбирается в хорошем вине и страстно чувствует испанскую гитару...

В это время мне звонят и сообщают, что ночью в Лос-Анджелесе умер Майкл Джексон. Я как-то даже вначале не поверил. Стал проверять в Интернете. Правда, умер... Жалко. Смотрю кино дальше.
Не успев даже толком разглядеть своих новых барышень, неотразимый испанский мачо (таких у нас чахлые мужички завистливо называли «самец») предлагает заинтригованным дамам собрать свои американские чемоданы и через час вылететь вместе с ним на одолженном у приятеля легком самолете в другой красивый испанский город, где в течении нескольких летних дней они смогут чудесно все вместе «позаниматься любовью». Вот такой интригующий поворот сюжета.

Странно, но смерть короля поп-музыки все никак не шла из головы. Хотя, что мне, собственно говоря, до смерти Майкла Джексона? Я не фанат его, вроде, не поклонник даже - попса, масс-культура, и все такое. Я этого не люблю. А все равно, как-то оно...

Давайте закончим про кино. Короче, «переспали» в фильме все, кто хотел и с кем хотел. Под густое испанское вино и страстный гитарный перезвон. Да, чуть не забыл! Было еще одно стандартное блюдо. Во второй половине фильма откуда-то материализовалась бывшая жена Хуана Антонио, Мария Елена - да-да, та самая Пенелопа Крус со своим «Оскаром» - конечно же, эмоционально раскрепощенная, с разлетающимися черными волосами испанка. Крича и стреляя из пистолета, она органично влилась в незамысловатую пионерскую сексуальную карусель... Смысл показанного - «все хорошо, что вам хорошо». Слоган фильма: Life is the ultimate work of art - «Жизнь - окончательное произведение искусства». Может и так.

Снова вспомнил о поп-короле. Почему смерть именно Майкла Джексона меня так неожиданно обеспокоила? Его искусство меня не трогало и не заводило. Но мир вокруг нас состоит из очень простых вещей. Белое - черное, плюс - минус, да - нет, вход - выход. В конце концов, сложность жизни придают только всевозможные комбинации из этого изначально небольшого количества простого. Это как кубики. И жизнь каждого из нас - всего лишь усложняющаяся с годами постройка из таких вот простых кубиков. Сегодня неожиданно выяснилось, что Майкл Джексон, оказывается, - тоже часть моей личной жизни, кубик, маленький, но весьма важный.

Стоп, минуточку! Я, кажется, понял. А что, если дело в другом? Это я снова о «Вики Кристина Барселона». Спасибо, мистер Джексон, за подсказку!.. Я, скорее всего, неправильно посмотрел этот фильм. Каждый из нас год за годом упорно строит из разнообразных простых вещей-кубиков затейливую пирамиду своей жизни. Так? Но уже очень скоро ее конструкция становится такой громоздкой и сложной, что мы сами не можем в ней как следует разобраться.

Как художнику осмыслить такую сложность бытия? Есть два пути: можно воспроизвести действительность в таких же сложных, как она сама, художественных образах. А можно действовать по-другому: сложные конструкции снова разобрать на простые, понятные составляющие, на те же отдельные кубики: Вики - Кристина - Мария Елена - Хуан Антонио - Барселона... Вот и все! И тогда во всем этом можно будет, наконец, хоть что-то понять. Что, судя по всему, и попытался сделать Вуди Аллен. Вопросов нет... Снимаю шляпу!

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram