Самое главное - это демократизировать образование, привлечь к созиданию общественность, предпринимателей, родителей. Перейти от войн, противостояния и обвинений к созиданию. Следует предоставить больше полномочий и ответственности попечительским советам, учителям и ученым, педсоветам и ученым советам. Без этого ничего не будет. Если община села или города не поймет, что детсад или спортшкола, гимназия или лицей - это ее забота, ничего хорошего в стране не будет. Но обо всем по порядку.
Прежде всего, нужно пересмотреть роль центрального штаба, стратега в образовательном процессе. По моему мнению, позапрошлогоднее объединение Министерства образования и науки с Министерством семьи, молодежи и спорта позитива не дало.
Вспомним, что именно Министерство образования и науки к этому времени уже поглотило пять ведомств - министерство народного образования, высшего и среднего специального образования, госкомитеты профтехобразования, науки и технологий и Госпатент. С каждым объединением проблемы ребенка, ученика школы, детского сада отходили из центра внимания на периферию. Даже чисто арифметический анализ показывает, что число специалистов, которые в свое время занимались общеобразовательными учреждениями, профтехобразованием или техникумами сократилось в разы. Так быть не должно. Во Франции штаб по образованию в 10 раз больше чем в Украине.
А что у нас? Присоединение к Министерству образования и науки Украины еще и спорта, проблем семьи, создания отдельных агентств науки и информатизации, интеллектуальной собственности окончательно запутали дело. Три сотни работников Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины физически не способны успевать за всеми изменениями в образовательной и научной среде. Поэтому дискуссия вокруг проблем воспитания, содержания образования и учебников, проблемы ВНО, роста коррупции, отсталости заведений профтехобразования постоянно ведутся в Украине. Об этом написано во всех предвыборных программах партий. Но воз и ныне там.
По мнению Общественного Совета педагогов и ученых Украины целесообразнее было бы разъединить нынешнее МОНМС на Министерство образования и науки и Министерство спорта. Профтехобразование выделить в Агентство по восстановлению производительных сил, которое совместно с работодателями, профсоюзами взяло бы на себя функцию подготовки, переподготовки рабочих, в т.ч. на производстве. Это позволило бы скоординировать деятельность не только 940 государственных, но и тысячи частных профессиональных учебных заведений и Центров занятости. А сегодня робочих квалифицированных нет, эта отрасль едва прозябает. В большинстве областных управлений образования уже нет заместителей начальника или даже отдела профтехобразования. Вот такое внимание к рабочим!
Считаем, что пришло время предоставить университетам настоящую автономию, что даст возможность министерству сосредоточиться на основном - содержании и методах, качестве образования и воспитания. В первую очередь - в дошкольных и внешкольных, средних учебных заведениях. Жизнь требует создания мощных, полнокровных департаментов по этим направлениям. Нельзя мириться, что ныне в министерстве есть департаменты: юридический, кадровой работы, по сотрудничеству с властью и СМИ, а департаментов дошкольного, внешкольного образования и воспитания, работы с родителями нет. Это старая проблема и ее следует рассмотреть.
Второе. Требует радикальных изменений система финансирования образовательных учреждений. Старая советская система финансирования была эффективна двадцать лет назад. Сохранять ее нельзя. Источниками финансирования сегодня, в основном, являются госбюджет и средства родителей и студентов, а также незначительная доля бизнеса. В высшей школе это соотношение приблизительно такое: 65:34:1. То есть роль бизнеса в укреплении материально-технической базы образования ничтожна. В это время в Евросоюзе в структуре бюджетов университетов 15-25% - это вложения бизнеса. При Союзе базовые предприятия плодотворно помогали вузам, ПТУ и школам. Поэтому пришло время изменить Налоговый кодекс, стимулировать бизнес к сотрудничеству с вузами, техникумами и ПТУ, позволив им включать средства на научно-техническую деятельность, подготовку кадров в валовые расходы. Такой подход общественность уже предложила правительству в новом Законе о высшем образовании. Этот резерв оценивается в 15-20 млрд. гривен.
Пассивное ожидание возможности стопроцентного финансирования образования - бесперспективно. Денег никогда не будет хватать, мы это знаем
Третье. Узким местом в образовательной деятельности, на наш взгляд, есть недостаточное внимание к содержанию образования. Отсюда и низкое качество среднего образования, перегрузка детей, критика со стороны общественности. Константин Ушинский утверждал, что ум – это, в первую очередь, хорошая система знаний. Как сформировать ее в детей? Актуальным есть создание национального проекта «Ярослав Мудрый», который помог бы решить проблемы содержания образования, новых стандартов, соединил усилия национальной и педагогической академий, педагогов-практиков, общественных организаций. Этот проект должен дать ответ на главный вопрос - что, сколько и как учить. Оперативное информирование учащихся и студентов о новых научных открытиях, прогноз развития науки и технологий, сравнительный анализ содержания образовательных программ мировых лидеров образования, отбор и подача этих материалов в доступной форме, уменьшение массива фактологического материала, ликвидация межпредметного дублирования, согласования программ с высшей школой, применение современных интерактивных информационных технологий - вот основные задачи этого проекта.
Четвертое. Нужна, как воздух, современная инновационная индустрия технических, информационных средств обучения. Для этого следует поддержать Ассоциацию производителей оборудования для учебных заведений, объединив государственный и частный интерес. В наших вузах и сегодня есть уникальные разработки учебных приборов. Надо использовать возможности научного технопарка, что в свое время был создан парламентом для этих целей. Попробуйте сегодня купить отечественные штативы или пробирки для химкабинета, гантели или штангу для уроков физкультуры, не говоря уже о компьютерах или микроскопах. А без дешевых и качественных средств обучения желаемого уровня образования не достигнем.
Пятое. Назрели перемены в отношении общества к Учителю, Преподавателю в оценке его деятельности. То что следует изменить зарплату, сделать ее справедливой, предусмотреть выделение жилья педагогам – это аксиома. Без этого не сдвинем с места образовательный воз. Но и без дифференциации оценки деятельности педагогов, стимулирования наиболее успешных, избавления школы от случайных людей - без этого не обойтись. Мы слышим много нареканий со стороны общественности на деятельность отдельных учителей, а то и целых коллективов, засилье поборов и взяток. В зарплате учителя оплата за качественную работу должна быть не меньше половины или хотя бы трети части заработка.
И наконец, следует радикально изменить отношение к здоровью детей, кстати, и учителей. Плохо, если ученик, чего-то не знает, но гораздо страшнее, когда 80% детей выходят больными из школы! Государственная программа питания, создание коммунальных подразделений питания, ликвидация злополучных тендеров и откатов на продуктах, новый подвижный режим работы учебных заведений, обязательные прогулки, физкультпаузы, ежедневные занятия физкультурой - вот неполный инструментарий для восстановления здоровья детей.
Обидно, что образование и наука не стали приоритетами этого правительства. Прошлым парламентом потеряно время на принятие эффективных решений. Сейчас общество ждет новых шагов от новой Верховной Рады и Правительства. Не делать их - значит навсегда отстать от темпа жизни глобального мира.