Покращення VS смягчение

Мировые рынки снова учатся ходить. И жить нормальной жизнью, а не ожиданием очередного раунда количественного смягчения. И пускай некоторые горячие или перегретые головы уже называют QE под номером 4, пока, к счастью, это не стало массовым явлением.

Фото: EPA/UPG

Американские торговые площадки (а они сейчас как никогда прежде живут своей жизнью, оторвавшись от всего прочего мира) ищут повод для роста, пребывая в боковом движении вот уже две недели после того, как их обрадовал дядя Бен. Нет-нет, на протяжении этого времени были и взлеты и падения, но система все равно возвращалась к равновесному уровню. Так что просто подождем, что заставит ее выйти из этого состояния мнимого спокойствия. Утро пятницы, 5 октября, S&P500 начинает у отметки в 1461 п., в опасной близости от максимумов за последние года.

Придать им силы для роста (падения) (нужное почеркнуть) может и решительность испанского премьер-министра, который пока упорно отказывается от руки помощи, и стартующий скоро сезон корпоративной отчетности. А ведь есть еще прекрасная тема Ближнего Востока и нефти, иранские страсти и американские президентские выборы, да и конец света по календарю Майя. Хотя последний, наверное, уже заложен в цену, причем в цену украинских акций. Но о них, горемычных, поговорим позже. Зачем же разрушать царящее в мире спокойствие, вызванное в том числе и тем, что китайцы ушли на недельный выходной. Что они там у себя празднуют — сказать трудно, но учитывая трудовой график среднестатистического китайца и отсутствие понятия о нормальном отпуске, эту неделю партия дарит народу просто для того, чтобы он не умер от трудового счастья.

Украинцы, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы китайцы продолжали жить, работать и особенно кушать. И чем лучше китайцы будут работать, тем выше будет ВВП Украины, тем лучше будут продаваться наши еврооблигации, и тем красивее будут выглядеть резервы Национального Банка. При этом самим китайцам для всего этого не обязательно приезжать в Украину, по крайней мере в большом количестве. Просто так исторически сложилось, что динамика украинского ВВП при всех правительствах во все времена зависела только от цены на сталь. Собственно, тут нет ничего нового и вспомнить об этом заставило лишь то, что динамика того самого украинского ВВП в последние несколько месяцев мало кого может порадовать.

Так что срочно надо отправлять делегацию на Афон или к алтайским шаманам, дабы что-то сделать с теми самыми ценами на сталь и руду. Они, конечно, уже перестали стремительно снижаться, но желательно, чтобы они нашли в себе силы еще и для роста. Проку от этого точно будет больше, чем от… Ладно, не будем о грустном, лучше вспомним о том, что украинские еврооблигации-то как раз хорошо себя чувствуют. Минфин под завязку набрался на внешних рынках, и теперь открывает дорогу для корпоративных заемщиков. Так что еще немного валюты в страну до конца года придет, и это не может не радовать поклонников стабильности украинской гривны. Последняя послушно обосновалась у отметки в 8,15 за доллар (точь в точь тот уровень, который назвал глава НБУ в своем интервью. Ну чем не будущий премьер-министр?), и даже падение ставок на денежном рынке пока не спровоцировало новые резкие движения.

То ли в НБУ воспользовались опытом тех самых шаманов, заговорив гривну (в прямом эфире на канале НБУ), то ли отправили в банки заградительные отряды. Последнее всегда хорошо помогало для борьбы с паникерами и диверсантами, коими, безусловно, и являются разносчики бацил девальвационных ожиданий. Но, до выборов эти товарищи точно никуда не денутся, и пока лишь затаились. Их влияние заметно прежде всего на рынке облигаций, где по-прежнему доходность государственных бумаг отказывается снижаться ниже 20%. Минфин же, в свою очередь, запланировал на октябрь всего два первичных аукциона, резонно полагая, что они все равно никому не нужны и стараться зря незачем. Тем более часть сил будет направлена на продажу населению бумажных валютных облигаций, а, чтобы продать это добро, сил надо потратить не мало. Ну а новые размещения корпоративных бумаг вызывают лишь усмешку.

Тем не менее, рынок облигаций остается объектом для зависти со стороны рынка акций. Последнему надо как-то дожить до пост-выборного ралли, но иммунитет в очередной раз подводит. Все позитивные движения от запуска смягчения уже давно отыграны, и на торговых площадках доминирует родное покращення. Пятницу индекс УБ начинает на отметке 950 п., а сами трейдеры в привычном унылом расположении духа. Общее настроение апатии передает страдание «никто меня не любит, ніхто не поважає»… Уверенность в собственной значимости спекулянтов существенно упала после того, как, несмотря на крики и забастовки, был подписан закон о депозитарной системе. Участники рынка должны быть еще счастливы, что на них просто не обратили внимание. А то могли бы как в Иране разогнать со спецназом (там страдают валютные трейдеры, да и сама валюта страдает, заставляя задумать о том, сколько еще протянет сам режим) или издать закон о запрете пропаганды фондового рынка.

Все же ограничилось тем, что на фондовую оппозицию натравили виртуальных экспертов, которые вскрыли международный заговор спецслужб. Нет-нет, мы и раньше могли догадываться, что на рынке не обходится без агентов ФСБ, но теперь их практически назвали по именам. Жалко, что пока не обнаружены агенты Моссада. На фондовом рынке без них точно ничего не происходит.

Вокруг этого закона будет еще сломано много копий, особенно учитывая, что в силу он вступает не сразу, а сам его текст надо проверять не только юристам, но и учителям украинского языка. Пока же силы фондовиков рассредоточены, ведь покращення наступает и со стороны налоговой. В общем, в такой ситуации не до торгов на фондовом рынке, и тем более не до покупок. Просто некогда. Так что, когда кто-то приходит с большой продажей, в лучшем случае все разбегаются и прячутся, в худшем — одевают праздничный костюм и начинают задорно гнать рынок вниз. Деньги не пахнут, конечно же, но многие забывают обуть белые тапочки. Ни к чему хорошему такие игры не приводят, что было отчетливо видно по составу участников конференции в Алуште. Нет нет, там по прежнему было весело и пьяно, но алкоголем ее участники делились гораздо охотнее, чем оптимизмом. И хоть завершающий салют показал, что есть еще порох и бюджет, но тренд не может радовать, особенно в свете прогнозов о потенциальном количестве участников следующей конференции.

Но заглядывать вперед на целый год в настоящий момент — это излишне самоуверенное занятие. Нам бы до выборов протянуть. А потом великие дела нам еще предстоят. А бирже надо расширить круг потенциальных инвесторов. Азартные молодые (некоторые в душе) люди – это конечно прекрасно. Они охотно спекулируют и следуют заветам великих рыночных гуру, но инвесторами их назвать нельзя, да и денежные потоки с их стороны ограничены. Так что нужно обрабатывать другие целевые группы, тем более пока для этого не требуются мозговые штурмы.

Про фондовый рынок знает так мало людей, что даже неприлично озвучивать цифры в процентном соотношении. И пока можно не затягивать сюда пенсионеров, военных, спортсменов и другие незащищенных в моральном или физическом плане слои населения. Пару депутатов Верховной Рады уже взорвали бы рынок своими карманными расходами. Но настоящая золотая жила видится пока в другом месте. Думается, биржевики могли бы организовать операцию «блондинка», обратив внимание на широкий сегмент безработных дам молодого возраста, перемещающихся по городу в авто представительского класса и обладающих достаточным количеством свободного времени. И правда ведь, с одной стороны, данный сегмент генерирует стабильно высокий денежный поток, явно избыточный. С другой стороны, этот поток слишком волатилен, да и иссекает со временем, как ты не подпитывай его силиконом.

Так что нужно думать о будущем уже сейчас. Программа сродни негосударственного пенсионного фонда «Блондинка» очень востребована на рынке, осталось лишь донести эту мысль самому потребителю. А свободное время у участников рынка сейчас есть, да и облегчает ситуацию то, что ореол обитания «блондинок» и инвестиционных банкиров (больше по привычке) традиционно совпадает.

Так что нас ждут великие дела. И потомки еще будут помнить наши имена, а участники рынка, выжившие конечно, лет через 5-7 будут собирать вокруг себя молодых да зеленых, не видавших кризиса и живущих в вечном росте трейдеров и аналитиков, и рассказывать им о былых временах — «Как я пережил 2008-й и 2012-й». Такие себе байки из склепа. Правда, нужно помнить, что великими становятся не тогда, когда приходят, а тогда, когда находят в себе силы уйти. И уходить можно по-разному. И некоторые уходять в вечное, сделав дело и расставаясь с властью (Гавел, Валенса, тепер и Саакашвили), а некоторые просто отправляются на пасеку. Но это так, лирическое отступление, навеянное красивой грузинской песней. И украинской мечтой о грузинской реальности. Пока же возвратимся в реальность украинскую. К вечному бою.

Сергей Фурса Сергей Фурса , Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram