Так или иначе, пока развивающиеся рынки остаются развивающимися рынками, крупнейшие экономики мира пухнут от денег. Вот уже и Португалия умудрилась разместить свои долги с отрицательным уровнем ставок. Тут очень подошла бы картинка с Карлом. Ведь это именно та Португалия, чьим дефолтом еще совсем недавно пугали наравне с Грецией. Но Греция еще и нынче там, а победившие популисты продолжают радовать мир из Афин. Но про победивших популистов мы еще успеем поговорить, дойдя до Украины. На мировом же рынке США нанесли ответный удар. И не стоит ожидать, что они кого-то разбомбили где-нибудь в мире или у себя в городке Фергюсон. Хотя может быть и стоило бы, но Обама, получив авансом Нобелевскую премию мира, пока слишком смирно наблюдает за успехами ИГИЛ и других психов. Зато доллар значительно укрепился, начиная пятницу на отметке 1,11 к Евро, снова устремившись к паритету. А индекс S&P500 закрылся в четверг на отметке в 2130,8 пунктов, снова на исторических максимумах.
А в это время Украина повысила ставки в переговорах с кредиторами. Рада приняла закон, оказался такой нужен, разрешающий правительству объявить мораторий на обслуживание внешнего долга. Кстати, приняла очень вовремя, ведь в городе миссия МВФ, а для получения транша нужно показать госпоже Лаггард «Мадам, мы старались». Поможет ли торговаться с группой кредиторов, ведомых Franklin Templeton, сказать трудно, ведь они продолжают не верить в то, что это ружье выстрелит. Впрочем, в тексте закона есть одно важное уточнение, которое позволяет и ружью выстрелить и американские фонды не обидеть. С ними то мы рано или поздно договоримся. Теперь уже сделать списание их уговаривает даже американский финансовый истеблишмент, что никогда не бывает просто так. Но вот закон позволяет делать мораторий выборочно, а значит не платить только по одному из выпусков, держатель которого может заартачиться. Кто будет этот держатель, как говорится, додумайте сами. В Москве додумали и устроили истерику. Так что все идет по плану, никаких особенных сюрпризов. Даже Укрзализныця заплатила купон, синхронно с присвоением ей дефолтного рейтинга.
На внутреннем рынке гривна продолжала ходить в коридоре, нарисованном для нее строгим НБУ. Регулятор с начала недели ослабил хватку, видимо допустив к торгам больше участников. Но тут даже черный рынок не поверил, оставшись на прежних позициях. И оказался прав, ибо к концу недели все вернулось на круги своя, опустившись ниже 21,0 гривны за доллар. На этом фоне развернулись настоящие баталии у стен парламента, где горячо требовали принять закон, позволяющий гасить кредиты по курсу на момент получения. Закон приняли во втором чтении и отправили на третье, что случилось в первый раз за долгое время (если вообще когда-то случалось). Что ж, будем надеяться, что потом будет 4-е, 5-е и еще какое угодно чтение, а увенчает весь этот процесс вето Президента. По настоятельной просьбе НБУ и МВФ. Это, конечно, будет тяжело объяснить буйствующим под Радой людям и, думается, лучше всего с этим справится военком. Тем более, такие активные люди с большим объемом свободного времени очень нужны в зоне АТО. Да и, кажется, там льготы какие-то есть для участников АТО по кредитам. Хотя, конечно, если бы военком или другой наделенной властью и дубинкой человек проверил паспорта активистов, то валютных заемщиков среди них оказалось бы примерно столько же, сколько жителей Осокорков, протестующих против застройки голого пустыря посреди трассы.
Рынок облигаций, да и рынок акций, был больше занят празднованием Дня банкира, а потом и Дня вышиванки, нежели торговлей. Проверяя людей на выдержку и силу воли, требующуюся для того, чтобы удержаться от поста себя самого в вашиванке. Это вполне объяснимо. Вне НБУ облигаций практически не осталось. А Минфин наотрез отказывается выпускать новые. А на рынке акций доминировали продавцы и индекс УБ спустился к отметке в 1024 пункта. Причин для падения особых не было. Как и причин для роста. А впереди лето. Когда и причин торговать уже не много.