Нет-нет, никто не спорит, что Греция превратилась в своеобразную финансовую черную дыру, глубину которой трудно себе представить. И недаром, стоит какому-то человеку со неподготовленной нервной системой занять пост министра финансов Греции, как он тут же, лишь слегка ознакомившись с бухгалтерией, получает обострение всех хронических болезней на нервной почве. Что ж, южная Европа хронически больна, и заболевание запущено. Лечиться это может только трудотерапией.
И, кстати, испанцы, еще одни виновники европейского бардака, показали, насколько серьезны их намерения, покусившись на святое. А именно - частично отменив сиесту, чтобы поддержать экономику. Но, как уже было сказано, в начале недели рынок был не в состоянии оценить такие жертвы, ибо был занят падением, так что американские индексы с легкостью проделывали путь в процент вниз.
А тут еще случилось невиданное – отчетность Apple оказалась хуже ожиданий. Аура смерти Стива Джобса постепенно тает, его цитаты начинают проигрывать котикам и собачкам в битве постов на Фейсбуке, да и модники от технологий затаились в ожиданий новой игрушки, пятого Айфона, отказываясь скупать его «попередника». Так что к четвергу индекс волатильности VIX преодолел рубеж в 20 пунктов, а из разных темных углов посыпались мрачные пророчества о повторении прошлогоднего сценария.
А потом все вдруг изменилось в одночасье. Так же, как падение началось на пустом месте, питаясь слухами, так и рост был вызван лишь заявлениями. Основным спасателем стал синьор Драги, который сказал, что «Все буде добре». И ему поверили.
Вдруг как в сказке доходности европейской периферии откатились ниже 7%, евро устремился вверх, а европейские и американские фондовые индексы побежали наперегонки к локальным вершинам, репетируя финал олимпийской стометровки. В общем, быстрее, выше, сильнее. Для старта хватило заверения, что ЕЦБ сделает все для спасения евро. Остается только удивляться, почему рыночные игроки думали, что регулятор может не сделать максимум. В конце концов, и сам ЕЦБ будет никому не нужен, если вдруг история евро завершится так бесславно, да и люди, на глазах которых провели эксперимент с банкротством Лемана, никогда не будут повторять подобного и запускать неконтролируемый процесс.
Так что следующий большой кризис спровоцируют уже их наследники, а текущие поколение сделает все возможное и невозможное, чтобы избежать повторения 2008 года. Так что олимпийскую пятницу мир начинает, как и подобает, на волне оптимизма. VIX снова нырнул ниже 20 пунктов, а индекс S&P500 взобрался на отметку в 1360 пунктов. И если ожидать от современного мира олимпийского перемирия вряд ли стоит, то вдохновение от олимпийских побед должно поддержать оптимизм. Так что будем болеть за китайских спортсменов (после украинских, конечно), чтобы их победы поддержали наметившийся разворот вверх в экономике Поднебесной (в китайском варианте вверх – это выше 8%, а отрицательная динамика ВВП в Пекине пока что относится к разряду ненаучной фантастики).
Метания на мировых фондовых рынках наглядно продемонстрировали, как вовремя украинское правительство вышло на рынок. Теперь Минфину стало даже неинтересно занимать на внутреннем рынке и, проводя для проформы гривневые размещения, правительство даже не выставляет заявленные ранее долларовые бумаги. Разительный контраст с размещениями несколькими неделями ранее, когда Минфин, напротив, внезапно выставлял дополнительные долларовые серии.
Другой эффект от размещения евробондов – вновь проснувшееся желание привлечь внешние ресурсы со стороны корпоративных заемщиков, прежде всего квазисуверенных. Вновь вспомнил про свой тендер Борисполь, Укрзализниця уже насчитала, что ей никак не обойтись без пары миллиардов долларов, да и Киев надеется рефинансировать ближайшее погашение. Самое забавное, что все эти размещения могут стать реальностью, если конечно Драги не подведет. На внутреннем же рынке продолжается спячка. Лучшим наркозом остается уровень ставок денежного рынка, при которых очень трудно найти аргументы в пользу облигаций по сравнению с банковскими депозитами. И ожидать каких-либо изменений до выборов не приходится.
Именно в конце октября сходится воедино несколько основных линий жизни для украинского рынка (если бы линия была одна, то все бы давно уже закончилось). С одной стороны, НБУ под страхом смертной казни никак не может позволить гривне сделать резкое движение до выборов. По крайней мере, все так почему-то считают, забывая, что новая предвыборная кампания всегда начинается на следующий день после завершения предыдущей. Но пока никто не думает, что цена парламентских выборов намного ниже стоимости президентских, и девальвационные ожидания сконцентрированы где-то в районе 29 октября.
И вот война НБУ с этими самыми ожиданиями и оставляет нам пока выжженную землю на месте, где когда то цвел сад украинского облигационного рынка. Серьезность намерений регулятора подтверждается очередной законодательной инициативой, направленной на обязательную продажу валютной выручки. Как хорошо, что в нашей стране всегда есть люди, которые приходят на выручку. Так что сдаваться никто не намерен, позади Дебакадер, а значит про человеческий уровень доходности украинских облигаций даже думать не стоит.
В общем, одна надежда на печатный станок где-нибудь за границей. Кстати, украинский бизнес вновь вспомнил про польских пенсионеров. Первое после очень долго перерыва IPO провели отечественные судостроители. И пусть даже польские пенсионеры уже учатся на своих ошибках, и первоначальные ориентиры по размещению так и остались недостижимы, но прецедент есть. Да и вообще, жизни в украинских акциях в последнее время гораздо больше, чем в облигациях. Хотя эта жизнь больше напоминает размышления петуха, бегущего за курицей («не догоню, так хоть согреюсь»). Последнее время гонки проходят где-то в диапазоне 1000-1200 пунктов по индексу УБ.
Сердобольные украинцы, как всегда, оказались наиболее чутки к проблемам близких по духу испанцам и грекам, завалившись на 7% в понедельник, и до выхода на арену мистера Драги были заняты так называемой «битвой за 1000 пунктов». Это, конечно, не Бородино, и больше напоминало гладиаторские бои бабушек в очереди за предвыборным подарком где-нибудь в Ощадбанке, но тоже хоть какая-то демонстрация жизни. Впрочем, потом пришел лесник и всех разогнал, а рынок устремился вверх, практически выкупив все падение понедельника. Пятницу УБ начинает на отметке 1076 пунктов с перспективой дальнейшего роста (перспективы на украинском рынке измеряются даже не часами, а минутами). В основе этой перспективы (не путать с биржей, у той другая основа) все та же дешевизна украинского рынка, особенно заметная на фоне Мотор Сичи, которая раз за разом демонстрирует результаты, завидные даже для Apple. Особенно в части рентабельности.
Впрочем, все давно привыкли, что украинский рынок акций существует в своей параллельной вселенной, не особо обращая внимание на результаты компаний, на нем представленных. Но это и дает основания для оптимизма и позволяет ожидать, что даже в условиях торжествующего «покращення» фондовый рынок может взлететь вверх. Ведь все помнят – если украинский рынок акций падает, то глубже всех в мире, если идет вверх, то взлетает над горизонтом. И снова в голову приходит Олимпийский лозунг. Так что будем надеяться, что китайцы завоюют побольше медалей, примутся усердно работать и гнать стоимость металла вверх. И тогда придет нам всеобщее счастье.
Не стоит считать, что чудес не бывает. Без веры в чудеса фондовый рынок невозможен. Не зря же в последнее время сказочные персонажи так прочно засели на торговых площадках. Все началось с Масяни, образ который взяла на вооружение Украинская биржа, видимо, сочтя ее классово близкой по духу клиентам интернет-трейдинга. И вот уже выходят книги про Буратино на фондовым рынке, а российские брокеры вооружаются образом Ежика в Тумане. А ведь еще незадействованными остаются Чебурашка и крокодил Гена, в образе которых легко угадываются клиент и его брокер, а тень старухи Шапокляк не позволяет забывать о присутствии регуляторов, Красная Шапочка (просто любимый персонаж мальчиков за 30) и Иванушка дурачок (без комментариев). Так что все только начинается.