ГлавнаяБлогиБлог Рагнара Сиила

Как убедить скептиков в ценности культуры?

Рагнар Сиил, эксперт Программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность», объясняет, почему для убеждения скептиков в вопросах культуры лучше использовать язык фактов и цифр, и как преодолеть пессимизм в отношении креативных индустрий.

«Культура важна!» — таким был наш лозунг на каждом выступлении и презентации в период моей работы заместителем Министра культуры по вопросам креативной экономики Эстонии. И хотя я, как и другие специалисты в сфере культуры, твердо верю в это, многие все еще сохраняют скептическое отношение. Работая в области культуры более чем 10 лет, я никогда не переставал переубеждать этих «неверующих», приводя в пример конкретные факты и цифры с целью показать, насколько разноплановые ценность и пользу приносят культура и творчество.

Факт 1 Экономика: На долю культурных и творческих индустрий приходятся 4,2% от общего валового внутреннего продукта ЕС, что составляет 535,9 млрд евро. Это означает, что культура не только требует финансирования, но и приносит доход. Исследование в Эстонии показало, что каждый евро, инвестированный в культурные фестивали, обеспечивает четырехкратную отдачу непосредственно местной экономике. Как показали исследования в сфере дизайна, каждый евро, инвестированный в дизайн, может принести 25 евро прибыли.

Факт 2 Рабочие места: В культурном секторе работают 7 миллионов европейцев, то есть 3,3% трудоспособного населения ЕС. Подавляющее большинство компаний креативного сектора – это микрокомпании, состоящие из 1-3 человек. С другой стороны, этот сектор дает большие возможностей молодежи, женщинам, жителям сельской местности или людям с ограниченными возможностями. Например, в Эстонии, согласно последнему исследованию креативных отраслей, почти 11,5% всех компаний относятся к креативным индустриям, и их количество значительно увеличилось во время финансового кризиса.

Факт 3 Молодежь: Люди в возрасте от 15 до 29 лет заняты в культурной и творческой сфере больше, чем в любом другом секторе (19,1% от общего числа занятых в секторе). В Восточной и Центральной Европе эта тенденция еще более заметна: в среднем молодежь занимает на 1,3% больше рабочих мест в креативных индустриях, чем в других секторах экономики.

Еще более важный факт, который не так легко представить цифрами, но на который я хотел бы обратить внимание – это структурные изменения, обусловленные творчеством.

Я очень доволен обсуждением и критикой по поводу креативной экономики в украинских СМИ и социальных сетях. Например, реакцией на публикацию новой книги Ричарда Флорида и статьи об этом. Да, определенное разочарование выражает не только известный исследователь и автор концепции «креативного класса». Хорошо, что украинское общество также желает и готово обсуждать некоторые проблемные вопросы, например, как развивающиеся креативные центры активизируют процесс джентрификации и как избежать коммерциализации культуры за счет качества и подлинности.

Творчество в виде красивой открытки или обертки — это именно то, чего следует избегать. Творчество как способ мышления — именно то, к чему мы должны стремиться. Креативные индустрии не должны быть прикрытием для бездействия городских властей, проблем социального обеспечения или системных неудобств в городах. Творчество и культура могут стать инструментом для изменения политики.

Как это уже начинает работать в Украине? Опять же, поговорим об этом на языке цифр и результатов:

Повышение осведомленности посредством проведения конференций по вопросам государственной политики: Программа выступила организатором Национального культурного форума в каждой из шести стран для повышения осведомленности о культурных и креативных индустриях, а также об инициативных структурных реформах. В Грузии мы организовали Форум «Креативная Грузия» совместно с Министерством культуры, и в результате правительство приняло стратегию креативных индустрий, основав новое государственное учреждение «Креативная Грузия», которое в настоящее время отвечает за широкий спектр мероприятий по развитию и продвижению сектора. В Молдове мы сконцентрировались на креативных городах и местах, объединили европейских экспертов по созданию культурных центров и в результате уже начали строительство первого центра креативных индустрий.

Поддержка шести городов: Инициатива «Креативные города и регионы» дает возможность подчеркнуть важность культуры в малых городах, прежде всего для жителей и местных властей. Наша цель — предложить инструменты, которые сообщества могут использовать чтобы в полной мере реализовать потенциал своих городов. В шести выбранных городах международные эксперты провели ряд исследований. Сегодня уже есть первые результаты нашей помощи — открытие медиа-центра в Светлогорске, Беларусь.

Работа с 250 местными партнерами и молодыми управленцами: В нашей программе приняли участие молодые менеджеры в области культуры из шести стран Восточного партнерства. На сегодняшний день наши партнеры создали 18 аналитических справок. Каждый из них фокусируется на довольно узкой, но актуальной проблеме, и, что самое главное, местные эксперты хорошо разбираются в своих областях. Аналитические справки касаются литературы, театра, дизайна, образования и т.д.

Исследования с использованием методологии ЮНЕСКО: Благодаря разработанному в ЮНЕСКО анализу влияния культуры на развитие, который мы проводили в разных регионах, было установлено, что культурные и творческие индустрии составляют 4,04% от ВВП Украины, 3,33% от ВВП Армении и 2,8% от ВВП Грузии. Аналогичное исследование в настоящее время проводится в Азербайджане.

Рагнар Сиил Рагнар Сиил , Эксперт Программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram