Харьковский метрополитен

Сегодня я предлагаю вам посмотреть на Харьковский метрополитен. В тамошнее метро я влюбился очень давно по чужим фотографиям, но к своему стыду попал в него только в этом году. Метро в Харькове имеет свой неповторимый и запоминающийся стиль; я в восторге от их односводов, различных объемных элементов, сочетания отделочных материалов, да и просто архитектуры в целом.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Харьковский метрополитен, открытый 23 августа 1975 г., стал шестым в СССР и вторым в Украине. Статистика пусков в Харькове после Киева смотрится очень непривычно: до середины 90-х все пусковые участки сдавались сразу большими отрезками: самый первый пусковой участок включал в себя сразу 8 станций, второй - 5. После этого первую линию отложили в сторону и принялось за вторую, которая открылась сразу с 5-ю станциями, затем добавилось еще 3. Наконец, третья линия также была открыта сразу с 5-ю станциями и только после этого темп ввода новых участков в эксплуатацию сильно упал, т.к. финансирование региональных метрополитенов в современной Украине оставляет желать лучшего.

В настоящий момент в Харьковском метро насчитывается 29 станций, эксплуатационная длина трех линий составляет 37,35 км. 30-ю станцию "Победа" уже не первый год не могут домучать из-за перебоев с финансированием, при том, что тоннели к станции были готовы еще со времен открытия предыдущей "Алексеевской". Метрополитен в Харькове играет очень большую роль в городских перевозках - его доля около 50%, а среднесуточный пассажиропоток за 2012 г. - 654 тыс. На фоне этих цифр удивительно вечером видеть безумные интервалы за 10 мин.

О каждой станции можно было бы написать целую историю и показать с десяток фотографий, но столько времени на Харьковский метрополитен у меня не было, поэтому из 29-ти действующих я отснял 19 наиболее интересных на мой взгляд.

1. Первое, с чего начинается любой метрополитен - покупка проездного билета или жетона. В отличие от метрогородов бывшего СССР, в Харькове с 2009 г. нет касс и система покупки проездных билетов полностью автоматизирована. На Западе это давно не новость, у нас подобные возможности только начинают развиваться. В целом и общем система сделана более менее гибко: есть разные варианты проездных билетов, каких-то особых сложностей непосредственно с покупкой билета я не испытал. Недостатки, которые я выявил лично для себя: малое количество номиналов принимаемых купюр на автоматах и, как следствие, необходимость искать размен в близлежащих киосках, а также субъективно небольшое количество автоматов на некоторых станциях. Продажа билета через автомат происходит дольше, чем в обычной кассе и периодически у автоматов накапливается очередь, которая движется не очень быстро.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Холодногорско-заводская линия

2. Первой станцией, которую вы увидите, приехав в Харьков на поезде, станет "Южный вокзал". Это одна из восьми первых станций Харьковского метро и одна из шести станций глубокого заложения. Сейчас это одна из наиболее людных станций по пассажиропотоку. Как видите, первые станции были лаконичны и просты, а изыски на них минимальны. Вполне характерный стиль для середины 70-х. Интересно, что в отличие от остальных станций Харьковского метро платформа "Южного вокзала" была изначально рассчитана на прием лишь 4-х вагонов, а место под 5-й вагон было занято служебными помещениями. Уже после открытия станции служебные помещения перенесли в центральный зал и платформу расширили.

Фото: tov-tob.livejournal.com

3. Станция "Центральный рынок". Интересна тем, что колонны на станции появились не сразу, а как средство спасения станции в борьбе с грунтовыми водами. Все харьковские односводы первого пускового участка построены по упрощенной схеме - у них нет обратного свода, который повышает надежность всей конструкции, особенно в обводненных грунтах. На момент строительства станции местная гидрогеология была более щадящей, однако летом 1995 г. уровень грунтовых вод резко повысился и станция пришла в аварийное состояние. Для спасения станции под платформу были уложены сотни кубометров бетона и десятки тонн арматуры, а по оси станции были установлены колонны, выполняющие функцию усиления бетонного основания. Так в Харькове появилась своеобразная односводчато-колонная станция.

Фото: tov-tob.livejournal.com

4. А так станция выглядела раньше. До реконструкции на своде были установлены светильники, напоминающие летящих в небе журавлей.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Следующей у меня по плану была "Советская", но станция оказалась по уши разбрендированной какой-то рекламой, поэтому так и осталась не отснятой. Вообще рекламы в Харькове уже практически столько же, сколько в Киеве (особенно в вагонах). Я ожидал гораздо меньших объемов.

5. Среди первого пускового участка, имхо, более всех выделяется "Спортивная" благодаря узору из объемных бетонных элементов на своде. В отечественной практике метростроения такое решение применялось впервые и по мнению многих специалистов "Спортивная" является одним из наиболее удачных произведений архитектуры советских метрополитенов. В 2009 г. станцию дополнили тремя сине-желтыми лентами, символизирующими цвета ФК "Металлист" и национального флага Украины.

Фото: tov-tob.livejournal.com

6. На втором пусковом участке, открывшемся в августе 1978 г., оформление станций стало богаче и разнообразней. Станция "Маршала Жукова" (бывш. "Комсомольская"):

Фото: tov-tob.livejournal.com

7. Обратите внимание на плитку из металлоэмалевых элементов на путевой стене. Благодаря своей фактуре и формам в Харькове она смотрится прекрасно. Это вообще одна из главных фишек оформления харьковских станций.

Фото: tov-tob.livejournal.com

8. Станция "Советской армии". Носила неоднозначное проектное название - "Сантехзавод". Станция названа в честь дивизий, освободивших город от фашистов в августе 1943 г. И на этой станции односвод решен неординарно с помощью перекрестных диагональных ребер. В Киеве очень не хватает кессонов или объемных элементов на односводах.

Фото: tov-tob.livejournal.com

9. Восточная конечная первой линии - станция "Пролетарская". Очень удачная цветовая гамма как по мне.

Фото: tov-tob.livejournal.com

10. И еще такой ракурс:

Фото: tov-tob.livejournal.com

Салтовская линия

В августе 1984 г. Харьковский метрополитен обзавелся второй линией. На мой взгляд, именно на ней сосредоточены самые удачные станции, поэтому Салтовке я уделил максимум внимания.

11. "Исторический музей". Конечная станция Салтовской линии и одновременно пересадка на "Советскую" первой линии. Посмотрите, как просто и в то же время изящно решены колонны: вроде ничего особого - мрамор и побелка без всяких дополнительных излишеств, но форма колонн и стрельчатые арки между ними придают станции особое и неповторимое звучание.

12. Недавно на «Историческом музее» обновили мрамор – он стал светлее и красивее, но обновили бюджетно: раньше арки между колоннами также были облицованы мрамором, теперь на том же месте находится побелка. Впрочем, от этого станция не утратила своей красоты.

Фото: tov-tob.livejournal.com

13. В переходе между "Историческим музеем" и "Советской" есть один из четырех общедоступных туалетов (!). Правда, жаль, что время его работы ограничено.

Фото: tov-tob.livejournal.com

14. "Университет" (бывш. "Дзержинская"). Станция построена по индивидуальному проекту и имеет два яруса. На втором ярусе с одной стороны расположены служебные помещения, а другая сторона выполняет роль подземного перехода (ныне закрыт для прохода).

Фото: tov-tob.livejournal.com

15. Станция является пересадочной на "Госпром" третьей линии. Кстати, она вам ничего не напоминает из киевских станций?

Фото: tov-tob.livejournal.com

16. Люстра:

Фото: tov-tob.livejournal.com

17. "Пушкинская". Еще одно проявление прекрасного в простом.

Фото: tov-tob.livejournal.com

18. Смотрите, как интересно выполнены пилоны:

Фото: tov-tob.livejournal.com

19. Название станции на путевой стене:

Фото: tov-tob.livejournal.com

20. Кстати, при глубине залегания порядка 35 м, "Пушкинская" является самой глубокой станцией в Харьковском метро.

Фото: tov-tob.livejournal.com

21. В торце центрального зала находится барельеф с изображением А.С. Пушкина:

Фото: tov-tob.livejournal.com

22. Композиция в кассовом зале:

Фото: tov-tob.livejournal.com

23. "Киевская". Еще одна визитная карточка Харьковского метро, которая не раз попадала в различные рекламные материалы и открытки. Кстати, я обратил внимание, что на харьковских станциях много белого - это придает торжественности.

Фото: tov-tob.livejournal.com

24. Невероятный свод "Киевской", как и многое другое, созданное Харьковметропроектом, обязаны Владимиру Александровичу Спивачуку, который долгие годы был бессменным главным архитектором Харьковметропроекта и принимал участие в проектировании и днепропетровских станций.

Фото: tov-tob.livejournal.com

25. Станция целиком и полностью посвящена Киеву. На керамических барельефах изображены и подписаны различные киевские достопримечательности.

Фото: tov-tob.livejournal.com

26. "Академика Барабашова". Весьма своеобразная станция. Y-образные колонны, огромные люстры, у которых, судя по всему, раньше светились даже синие шарики внизу, и металлоэмалевая плитка на путевой стене, которая из-за бликов и формы вживую похожа на экраны десятков маленьких телевизоров. Рядом со станцией расположен известнейший харьковский рынок Барабашова. До 2003 г. станция называлась "Барабашова", но чтобы в сознании граждан она ассоциировалась не с рынком, а астрономом, от имени которого она была названа, название удлинили и теперь она "Академика Барабашова".

Фото: tov-tob.livejournal.com

27. Между "Киевской" и "Барабашова" линия пересекает долину реки Харьков. Наиболее оптимальным вариантом пересечения реки было признано строительство метромоста. Мост закрытого типа, длина моста 980 м.

Фото: tov-tob.livejournal.com

28. По обеим сторонам от метромоста предполагалось построить эстакады автомагистрали, которая упростила бы путь из Салтовки в центр, но эти планы до сих пор не реализованы. В память о них остались опоры эстакад у русла реки, по которым проложены коммуникации.

Фото: tov-tob.livejournal.com

29. Следующие три станции относятся ко второму пусковому участку Салтовской линии и были открыты в 1986 г. На фото: станция "Академика Павлова". Задумка со сводом также интересная, но станция слегка подгулявшая - протечки и пр.

Фото: tov-tob.livejournal.com

30. "Студенческая". Довольно таки простая на первый взгляд станция, но плавные обводы рисунка пола и конструкций потолка также делают ее по своему неповторимой и интересной.

Фото: tov-tob.livejournal.com

31. Одна из тематических композиций на путевой стене:

Фото: tov-tob.livejournal.com

32. Завершает Салтовскую линию станция "Героев труда". Оформление чем-то напоминает днепропетровскую "Коммунаровскую".

Фото: tov-tob.livejournal.com

33.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Алексеевская линия

Линия открыта в 1995 г. в непростые времена гиперинфляций и разрухи. Строить ее начинали еще в 1984-м. Из-за тяжелого финансового положения изначальные идеи по архитектурному оформлению были реализованы не полностью. Давайте посмотрим на некоторые станции и этой линии.

34. "Архитектора Бекетова". Если присмотреться, можно заметить, что рисунок на полу почему-то изогнут ближе к выходу.

Фото: tov-tob.livejournal.com

35. Боковой зал станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

36. "Госпром". Оформление станции должно символизировать простую и монументальную архитектуру знаменитого здания Госпрома. А еще в кассовом зале станции стоит несколько столов и целая толпа народа сидит и играет в шахматы (!). В парках такого добра можно найти сколько угодно, на станции метро такое вижу впервые.

Фото: tov-tob.livejournal.com

37. Одна из станций, открытых уже в 2000-х - "Ботанический сад":

Фото: tov-tob.livejournal.com

38. Соседняя с ней - "23 августа". Название станции посвящено дате освобождения Харькова от фашистов. Оформление во многом перекликается с предыдущей станцией.

Фото: tov-tob.livejournal.com

39. На новых станциях до сих пор встречаются художественные элементы оформления:

Фото: tov-tob.livejournal.com

40. Самая новая станция в Харькове, открытая в 2010 г., - "Алексеевская". Благодаря двухпролетной схеме и высокому потолку станция кажется огромной.

Фото: tov-tob.livejournal.com

41. Поговаривают, что скамейки на "Алексеевской" были закуплены за какие-то невероятные деньги, хотя, если верить Википедии, данный факт был опровергнут прокуратурой.

Фото: tov-tob.livejournal.com

42. К ЕВРО в Харькове изменилась система навигации. Новые указатели смотрятся очень неплохо. Кстати, обратите внимание: для каждой станции придуман свой логотип. Идея интересная, хоть и не новая. Правда с практической точки зрения я не знаю, как она помогает.

Фото: tov-tob.livejournal.com

P.S. Выражаю благодарность администрации Харьковского метрополитена за помощь в организации съемки и лично начальнику станции "Научная" Лидии Юрьевне, за сопровождение и интересную компанию.

Фотоблоги Фотоблоги , Фотоотчеты о самых интересных уголках нашей страны и целого мира
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram