Также, как и "Университет", станция открыта 6 ноября 1960 г. Название станции говорит само за себя: рядом вокзалы станции Киев-Пассажирский для пригородных поездов и поездов дальнего следования. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. До 1963 г. станция была конечной; оборот поездов происходил через съезд за станцией.
Архитекторы: В. Ежов, Е. Катонин, В. Скугарев, И. Шемсединов.
Художник: А. Мизин.
Пассажиропоток на сегодня имеет рекордную для Киевского метрополитена цифру: 68,3 тыс. пассажиров в сутки (и это только на вход).
Единственный выход станции имеет трехленточный эскалатор, что давно уже недостаточно для имеющегося пассажиропотока. О необходимости появления второго выхода разговоры идут очень давно, и несколько лет назад даже объявлялся тендер на его строительство по одному из проектов, однако впоследствии тендер был отменен, и каким будет конечный проект вновь - неизвестно. Также планируется, что на "Вокзальной" будет организована пересадка на будущую Подольско-Вигуровскую линию метро. Не исключено, что она будет совмещена со вторым выходом.
35. Один из эскизов 1952 г.:

36. На новом конкурсе 1958 г. был отобран под девизом «Р» (Метрогипротранс, Москва), автор — Р. Погребной.

37. А вот уже практически то, что получилось в итоге:

38. Проект наземного вестибюля (архитекторы - А. Добровольский и И. Масленков). Единственное, что родилось практически в первозданном виде 1952 г., т.к. здание пригородного вокзала строилось на несколько лет раньше открытия метро. Из исключенных деталей следует отметить шпиль на башне и скульптуру перед входом в метро.

39. Вестибюль незадолго до открытия метрополитена:

41. На этом фото на входе в вестибюль можно заметить старые деревянные двери, которые просуществовали достаточно длительное время:

42. И еще раз вестибюль:

43. Эскалатор станции. Реклама съела эти прекрасные светильники даже на ранних станциях:

44. Центральный зал станции в первые годы работы:

45. В торце центрального зала ранее размещался герб УССР. В 90-х герб демонтировали, и оставшаяся на его месте дырка до сих пор ничем не закрыта.

46. Боковой зал станции. В отличие от "Крещатика" и "Университета" путевая стена станции по-прежнему облицована аутентичной плиткой. Кстати, обратите внимание, на станции стоят... урны! Были они не только на "Вокзальной". Сколько лет они жили в метро, увы, неизвестно.

47. Нетипичный кадр, снятый с пути:

48. Пилоны станции облицованы светлым мрамором, пол выложен квадратными плитами черного габбро и светло-серого гранита. Залы станции освещаются люминесцентными светильниками в виде "гребешка" по 28 ламп в каждом.

49. Вообще, архитектурная красота "Вокзальной" сильно затенена постоянными толпами пассажиров. Если в дневное время станция мне всегда казалась серой и унылой, то без толп многочисленных пассажиров станция будто расцвела, стала по-своему величественной и красивой.

50. Большие чеканные латунные (по некоторым источникам из анодированного алюминия) медальоны на пилонах содержат сцены истории Украины начиная от Киевской Руси. Медальоны "Древнерусские витязи" и "Переяславская рада":

51. "Крестьянское восстание" и "За власть Советов!":

52. "Воссоединение украинских земель 1939 г." и "Великая Отечественная война":

53. "Дружба народов" и "В семье вольной, новой":

54. На станции также сохранились и другие интересные детали. Круглые волнистые вентиляционные решетки, дверца в путевой стене, выполненная в таком же "волнистом" стиле, светильники в кассовом зале (ранее на них были шарообразные плафоны, в прошлом году их заменили на ампирные) и т.д.

55.

Автор: tov_tob. Источник: Метро, которого нет: "Университет" и "Вокзальная"